На сегодняшний день проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, являются центральными как у педагогов, так и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие взрослые видят невнимательность детей, их не концентрированность на уроках, при выполнении домашнего задания и в общем неумении сосредоточиться. Эта проблема приобретает огромные масштабы. Увеличивается количество детей подросткового возраста с синдромом дефицита внимания, который часто бывает, вызван гиперреактивностью ребёнка.
В науке существуют различные определения понятия «внимания». Рассмотрим наиболее общее определение:
внимание – это специфический психический процесс, который обеспечивает концентрацию сознания, мыслей на одном или нескольких реальных объектах. [3]
Внимание классифицируется по признаку произвольности (произвольное и непроизвольное), по происхождению (природное и социально обусловленное), по характеру управления (непосредственное и опосредованное) и в зависимости от объекта внимания (сенсорно-перцептивное, интеллектуальное и двигательное) и др. [5]
Однозначно ответить на вопрос, какой вид внимания доминирует у подростка невозможно, потому что подростковый период противоречив и не предсказуем. В связи с некоторой импульсивностью, присущей данному возрасту, подростку трудно управлять вниманием, но всё же навыки произвольно направлять и поддерживать его у подростка продолжают развиваться. [2]
Основными свойствами внимания являются объём, устойчивость, переключаемость, сосредоточенность внимания. [1] Все эти свойства внимания подросток развивает и активно может применять их в учебной деятельности. Его внимание в школе обусловливается, помимо привычки быть внимательным, появлением интересов познавательного характера. У него много энергии и активности, многое его интересует. Но именно поэтому он легко отвлекается от работы, ему еще трудно сдерживать свои желания, заставляющие его искать новых впечатлений. [2]
Как часто учителям и психологам приходится слышать слова от родителей: «Мой ребёнок умный и сообразительный. А учиться ему трудно, потому что он невнимательный». В большинстве случаев это действительно так. Не умея навыков концентрации и сосредоточенности внимания, ученику очень трудно «не потеряться» в огромном потоке информации [4].
На любых уроках, в частности на уроках математики, очень важными свойствами внимания являются концентрация, распределение и переключаемость. Выясним, какой уровень развития имеют основные свойства внимания у подростков. Для этого были выбраны несколько методик. Это методика «числовой квадрат», методика Мюнстерберга. [3] Тестирование методик проводилось на уроках математики в 1-4 классов.
Проведение данных исследований позволило сформировать необходимые представления об уровне внимания учеников на уроках математики, а затем полученные путём исследования знания помогли сформировать рекомендации по развитию внимания подростков.
Методика «Числовой квадрат» была проведена с помощью двух таблиц с определённым набором чисел (см. Рисунок 3). Каждому из учеников было необходимо зачеркнуть во второй таблице, содержащей все числа от 1 до 40, числа отсутствующие в первой таблице.
Методика проводилась среди учащихся 1-4 классов рис.4:
Формирование навыков устного счета у детей младшего школьного возраста на уроках математики
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.