Поведение становится более целенаправленным, целеустремлённым, в значительной мере произвольным, лишённым принуждения. Отмечается большая выносливость головного мозга, его коры при воздействии внешних раздражителей. В связи с этим более выраженной становится способность к торможению эмоциональных порывов, уже легче при необходимости ограничить свои желания, действовать в соответствии с поставленной целью.
Особенностью самостоятельности старших дошкольников является ее организованность и управляемость: ребенок может самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить самостоятельно, высказывать свою точку зрения, контролировать свои действия и оценивать эти действия.
Старшие дошкольники способны видеть не только расхождения между результатами, которые были запланированы, и теми, которые были получены, но и на этой основе (при соответствующем обучении) успешно осуществлять коррекцию своих действий.
Самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на лучшее выполнение работы и устранение недостатков.
Дети 5-6 лет достаточно легко поддаются воспитательному воздействию со стороны взрослых, так как их организм и нервная система находятся в стадии становления. Это позволяет решать такие сложные воспитательные задачи, как развивать способность преодолевать трудности и доводить начатое дело до конца, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности.
Борисова Т.С. выделяет 3 компонента развития самостоятельности:
1.Интеллектуального: продуктивного и традиционного мышления. Воспитание самостоятельности, согласно суждений Выготского Л.С., во многом зависит от сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и так далее, при этом дети умеют подчинять свои действия разным задачам, достигать цели.
2.Эмоционального: при конкретных условиях эмоция может существенно повысить продуктивность мыслительной деятельности.
3.Волевого: элементов воли, которые закладываются у ребенка еще в период преддошкольного возраста; степень развития воли зависит от средства, формы и методавоспитания.
Исследования Харламова М.В. показали, что старшие дошкольники уже обладают достаточным уровнем развития самостоятельности при условии накопления представлений и знаний о формах самостоятельного поведения, осознания детьми значимости самостоятельности в личностном и социальном плане; а также формирования положительного отношения к деятельности; элементов самоконтроля и самооценки при его выполнении.
Среди показателей самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста специалисты отмечают: стремления решить задачи деятельности без поддержки и участия взрослых; уметь ставить цели деятельности; осуществлять элементарное планирование деятельности; реализовывать задуманное и получать результат, адекватный поставленной цели [3].
Таким образом, показателем самостоятельности старших дошкольников выступает: стремление решать задачи деятельности без помощи взрослых, умение ставить цели деятельности, осуществлять элементарное планирование, реализовывать задуманное и получить итог, адекватный поставленным целям, способность проявлять инициативу и творчество в решении различных задач.
Особенность формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста является ее организованность и управляемость. Правильная организация со стороны взрослого дает возможность ребенку самостоятельно ориентироваться в ситуации, мыслить, высказывать свою точку зрения, контролировать свои действия и оценивать эти действия.
Для того, чтобы работа по формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста была эффективно, необходимо определить педагогические условия.
Таким образом, трудолюбие и самостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятные возможности для развития самостоятельности детей дошкольного возраста и вне непосредственного общения с взрослыми или сверстниками.
Формирование навыков самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в совместном сотрудничестве детск
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.