В методике преподавания иностранных языков значительное внимание уделяется формированию и развитию навыка говорения. Совершенное владение языком, уровень прогресса и эффективности в ее изучении в основном определяется именно данным аспектом языка. Знание языка не всегда подразумевает умение хорошо и ясно выражаться на том или ином языке.
Главной целью обучения иностранному языку является умение пользоваться ими в реальных ситуациях, т.е. адекватно реагировать в различных коммуникативных ситуациях. Знание отдельных элементов языка, как то: отдельных слов, отдельных предложений, отдельных звуков – не может быть отнесено к понятию владения языком как средством общения. владение языком должно рассматриваться в плане способности участвовать в реальном общении. Говорение – это один из интерактивных способов коммуникации в реальной среде и в определенный момент времени, т.е. без планирования говорящий на иностранном языке должен быстро и четко выразиться.
При обучении говорению на уроках иностранного языка цель учителя — научить учащихся общаться на языке.
Говорение или экспрессивная речь — это сложный многогранный процесс, позволяющий осуществлять устное вербальное общение.
Психологи дают разную оценку такому понятию как речь:
Речь — это способ формирования и формулирования мысли посредством языка.
Речь — это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму.
Речь, речевая деятельность, общение, опосредованное языком, один из видов коммуникативной деятельности человека.
Речь — это специфически человеческий способ формирования и формулирования мыслей с помощью языковых средств.
В психологическом плане экспрессивная речь обладает следующими характеристиками:
Речь всегда ситуативно обусловлена, так как она протекает в определенной ситуации.
Речь всегда мотивирована. Это означает, что мы всегда говорим по какой- то причине, с какой-то целью, которая определяется либо внешними, либо внутренними стимулами.
Речь всегда обращена к слушателю, адресована аудитории. Это означает, что мы всегда говорим с кем-то, для кого-то, чтобы высказать свое мнение, поделиться мыслями и так далее.
Речь всегда эмоционально окрашена, поскольку говорящий выражает свои мысли, чувства, отношение к тому, что он говорит.
Речевая деятельность — целенаправленная и мотивированная деятельность человека, использующего язык в процессе взаимодействия с другими людьми для порождения (говорение, письмо) и восприятия (слушание, чтение) сообщения.
Говорение как вид речевой деятельности — это устная речь в коммуникативных целях.
В структуре говорения психологи выделяют мотивационно- побудительную часть. Говорение возникает тогда, когда у людей появляется потребность что-то сказать друг другу. Мотивом может быть побуждение собеседника, к какому-либо речевому действию: выполнить просьбу, что-то сделать. Целью в каждом из этих случаев является ожидаемый результат.
Что касается того, как выразить мысль, как сказать, то это осуществляется во второй аналитико-синтетической части говорения. Именно в этой части происходит реализация замысла высказывания в процессе формирования и формулирования мысли посредством языка. Для того, чтобы слова сохранились в памяти, важно, чтобы они обрастали ассоциативными связями. Они могут быть парадигматическими и синтагматическими.
Парадигма — это система форм изменяющегося слова, конструкции, а парадигматическая связь предполагает ассоциации в результате сопоставления слов по различным признакам:
одинаковости произношения и различию в написании, например: two — too, one — won, see — sea;
по близости значения, например: small — little;
по противоположности в значении, например: answer — ask.
Для говорения главную роль играют синтагматические связи, то есть роль играет сочетание слова с другими словами, например: слово order может употребляться в следующих сочетаниях:
order smth. (order dinner, breakfast, a new coat, etc);
order to do smth. (order to stand up);
give an order to do smth. (give an order to stand up).
Третьей частью структуры говорения является исполнительская часть, то есть проговаривание или внешнее оформление высказывания.
Все три части и составляют структуру говорения, как вида речевой деятельности.
Кроме наличия целей говорения обязательным элементом является наличие мотива высказывания, ситуативность и личностная ориентация. Эти факторы придают речи коммуникативный характер. В учебных условиях мотив не возникает сам собой, а вызывается заданием учителя, но такое задание не всегда способствует формированию естественной речи. Речь носит оформленный характер и не отвечает потребностям общения, именно потребность и внутреннее желание высказаться являются главным условием общения на иностранном языке.
Следует разделить игры по виду деятельности на:
физические (двигательные);
интеллектуальные (умственные);
трудовые;
социальные;
психологические.
По типу педагогического процесса отмечают следующие группы игр: а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие; в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г)коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т.д.
Типология педагогических игр может быть обобщена по характеру игровой методики. По такому принципу выделяют игры:
предметные;
сюжетные;
ролевые;
деловые;
имитационные;
игры-драматизации.
Итак, говорение как вид речевой деятельности — это устная речь в коммуникативных целях. Наиболее характерной формой общения для проявления коммуникативной функции языка при обучении говорению, является диалогическая форма общения. Для того, чтобы речь была речью по сути, а не только по форме, надо помнить о том, что в основе порождения и стимулирования речи лежит мотив, т.е. намерение говорящего участвовать в общении. Для того, чтобы возник такой мотив на уроке, необходимо создать речевую ситуацию. Это очень важно на всех этапах обучения.
Итак, при обучении иностранному языку, говорение играет важную роль. Ведь в процессе говорения у учащихся происходит обмен информаций, устанавливаются контакт и взаимопонимание, оказывается воздействие на собеседника в соответствии с коммуникативным намерением говорящего.
Формирование навыков диалогического общения на основе речевых игр на младшей ступени обучения ин. яз. в ср. шк
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.