Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

“Формирование навыка чтения в начальной школе

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

На этапе автоматизации техника чтения уже доведена до автоматизма и не осознается учащимся. Его интеллектуальные усилия направлены на осознание содержания читаемого и его формы: идеи произведения, его композиции, художественных средств. Для этапа автоматизации характерно стремление ребенка читать про себя [3].
Таким образом, навык чтения – это сложное, комплексное умение. Во-первых, это умение понимать содержание читаемого текста; во-вторых, это правильность чтения – умение читать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и т.д.; в-третьих, это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование, связанное с пониманием читаемого текста; в-четвертых, это способ чтения, темп чтения (побуквенное, отрывистое, слоговое, плавное чтение, слоговое с прочтением сразу целых слов, чтение целыми словами и группами слов).

1.2. Возрастные особенности формирования навыка чтения у младших школьников
В отечественной и зарубежной научной литературе изучению вопроса формирования навыка чтения уделено большое внимание:
– в психологии (Б.Г. Ананьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.),
– в нейропсихологии (А.К. Венедиктова, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова и др.),
– в психофизиологии (А.П. Бизюк, Н.И. Жинкин),
– в педагогике (А.К. Аксенова, Н.Н. Светловская и др.),
– в логопедии (Р.И. Лалаева, М.Е. Хватцев) и т.д.
Интерес большого корпуса исследователей к проблеме формирования навыка чтения обусловлен огромной ролью чтения в образовании, воспитании и развитии человека. Наличие недостатков чтения негативно отражается на изучении ребенком всех школьных предметов.
С точки зрения психологии, чтение – это сложный психофизиологический процесс, в акте которого принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы [14].
В психологических научных исследованиях отмечается также, что для овладения навыком чтения ребенку необходимо:
– тонко различать звуки в произносимых словах;
– уметь соотнести слышимый звук речи с определенным знаком, напечатанным в книге;
– научиться воспринимать каждую букву и воспроизводить соответствующий этому знаку «чистый звук»;
– видеть сочетание одной буквы с другой и в соответствии с этим изменять произношение нужного звука;
– все буквы в слове произносить слитно как целый звуковой комплекс;
– понимать получившуюся комбинацию звуков как обозначение какого-либо знакомого ребенку предмета, действия, признака [5].
Для правильного овладения навыком чтения у ребенка должны быть хорошо развиты когнитивные процессы (память, внимание, мышление, воображение) и речь. Кроме того, для совершения акта осознанного чтения необходима целостная деятельность мозга ребенка: высоко координированная аналитическая деятельность височных, затылочных и нижне-лобных отделов обоих полушарий с дифференцированным участием речевых центров левого полушария (А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова).
По мнению Р.И. Лалаевой, для успешного овладения навыком чтения необходима сформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, а также зрительной памяти [13].
Как считает Т.Ю. Губарева, для овладения смысловым компонентом чтения необходимо:
– достаточный уровень интеллектуального развития;
– способность к логическому суждению;
– адекватное психическое состояние ребенка, развитие высших психических функций согласно возрастным особенностям [21].
Общеизвестно, что каждому ребенку свойствен свой темп в развитии, в том числе, и в овладении чтением. Чтение по слогам – это признак того, что ребенок находится на самом первом этапе формирования навыка – аналитическом, который соответствует периоду обучения грамоте. На синтетическом этапе ребенок начинает читать целыми словами, что обычно происходит на второй год обучения в начальных классах. К 9-10 годам навык чтения автоматизируется, так как оказываются сформированными произвольное внимание и произвольная регуляция деятельности. Таким образом, этапы формирования навыка чтения младший школьник проходит в своем индивидуальном темпе, и продолжаются они в среднем три-четыре года.
Самое благоприятное (сензитивное) время для обучения детей чтению – 6 лет. К этому возрасту у ребенка уже в достаточной степени развились те свойства, которые способствуют формированию навыка чтения: объем и переключение внимания, память, произвольность поведения.
Однако формирование навыка чтения происходит не у всех детей одинаково быстро, поэтому для эффективного его формирования необходимо соблюдать ряд психолого-педагогических условий: Чтобы ребенок захотел читать, он должен понять, что это необходимо. В классе, дома должны быть красочные, привлекающие внимание книги. Тогда такое желание возникнет быстрее.
Для отработки навыка чтения необязательно сидеть за столом, так как для ребенка это скучно и утомительно.
Можно совместить игру с реальностью. Например, на настоящем почтовом отделении предложить ребенку прочитать или написать телеграмму.
Нельзя заучивать наизусть тексты, заданные для чтения дома. Для хорошего прочтения достаточно двух раз.
Ребенку необходимо предлагать для чтения книжку с коротенькими текстами, чтобы он за один раз мог прочитать текст целиком.
Полезно выполнять интересные задания из детских журналов, разгадывать ребусы, шарады, кроссворды.
Длинные тексты необходимо читать вместе с ребенком: один абзац читает ребенок, другой – родитель. После чтения необходимо спросить, все ли понял ребенок.
Нельзя торопить ребенка, читать с ним на скорость.
Если в тексте встречаются незнакомые слова, необходимо вместе с ребенком обратиться к словарю.
Если у ребенка наблюдаются трудности прочтения сложных слов, перестановка слогов, замена букв, то необходимо обратиться к логопеду.
 Навык чтения находится в прямой зависимости от уровня развития мелкой моторики руки. Поэтому необходимо организовать для ребенка лепку из пластилина, штриховку, вырезание мелких деталей, работу с мелкими деталями конструктора, вязание, вышивание и т.д. [26].
Таким образом, освоение грамоты для семилетнего ребенка – это чрезвычайно трудная работа, основанная на точном слухо-зрительно-артикуляционном анализе и синтезе, сочетании звуковой формы слова с его лексическим значением.
В процессе формирования навыков чтения у ребенка должна быть заложена определенная основа работы с ними в рамках умений различать звуки, соотносить их, знать буквы, а также понимать получившуюся комбинацию звуков.

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜