Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Формирование мотивов учения у младших школьников

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Мотивация достижения связана с двумя мотивами – мотивом достижения успеха и мотивом избегания неудач. Мотив достижения успеха способствует большим достижениям и считается более благоприятным для личностного развития ребенка. Формирование этого мотива происходит именно на протяжении младшего школьного возраста главным образом в процессе учебной деятельности. Это относится к главной особенности мотивационной сферы младшего школьника с точки зрения новообразований личности.
Среди других новых мотивов можно выделить признание, одобрение значимых взрослых и стремление получить высокую оценку. Этими мотивами являются новообразования личности, которые в основном формируются в школьных мероприятиях на протяжении младшего школьного возраста.
В ходе обучения в младшей школе мотивы самого обучения видоизменяются. При этом общий «нормативный» порядок изменения мотивов такой:
Интерес к внешней стороне пребывания в школе (звонки, школьные принадлежности, доска и т.п.).
Интерес к первым результатам учебного труда (написанные цифры, буквы, полученные оценки).
Интерес к процессу и содержания обучения.
Интерес к способам добывания знаний.
Такой порядок формирования мотивов обучения в младшей школе является желательным, но не всегда он реально происходит. В большинстве случаев, процесс формирования мотивов заканчивается на 3-м этапе или даже на втором (т.к. учащихся может интересовать лишь оценка).
Необходимо сказать, что в более старшем (подростковом и юношеском) возрасте, интерес к различным предметам формируется по-разному, где-то достигая 4-го, где-то 3-го, а в ряде случаев может остановиться и на 2-м этапе. В младшем же школьном возрасте, как правило, формирование интереса к учебе не так сильно зависит от конкретного предмета.
Изменения познавательных и социальных мотивов имеют определенные различия.
Изменение познавательных мотивов происходит по следующей схеме:
Интерес к отдельным фактам.
Интерес к закономерностям, принципам.
Интерес к способам приобретения знаний.
Изменение социальных мотивов происходит по следующей схеме:
Общее недифференцированное понимание социальной значимости обучения.
Более глубокое осознание причин необходимости учиться.
Понимание содержания обучения «для себя».
Требуется еще раз подчеркнуть, что перечисленные схемы относятся к «нормативным» и что фактическое развитие мотивационной сферы ребенка может искажаться под действием различных причин и обстоятельств.
У младших школьников выделяют раз личные виды мотивов.
Внешние общественные мотивы – это альтруистические мотивы и мотивы долга.
Альтруистические мотивы связаны с желанием сделать добро людям, коллективу или всему обществу. В младшем школьном возрасте эти мотивы выглядят, например, так: «чтобы наш класс был лучшим», «научиться и лечить людей » и т.д.
Мотивы долга и обязанности связаны с желанием выполнять нормы, законы, стать полноценным членом общества. В младшем школьном возрасте эти мотивы выглядят, например, так: «все дети должны учиться».
Внешние личностные мотивы – это мотивы оценки и успеха, мотивы самоутверждения и мотивы благополучия.
Мотивы оценки и успеха сочетаются с положительными оценками и конкретными результатами. В младшем школьном возрасте обычно обучение для хороших оценок или словесного признания значимыми людьми (учителями, родителями): «чтобы написать контрольную на хорошую оценку», «чтобы родители похвалили ».
Мотивы самоутверждения сочетаются с желанием занять определенную позицию среди сверстников, чтобы достичь определенного статуса. Прежде всего, в младшей школе есть желание получить определенное поручение от учителя, занять официальную лидерскую должность и, в меньшей степени, получить одобрения со стороны сверстников: «те, кто хорошо учатся, становятся старостами», «родители похвалят ».
Мотивы благополучия связаны с желанием избежать гнева и неодобрения. Обычно это обучение находится под давлением взрослых: «потому что иначе будут ругать ».
Внутренние процессуальные мотивы связаны с интересом к самому процессу обучения. В младшем школьном возрасте это связано с желанием что-то делать на уроке: «интересно, как решить задачу, нарисовать рисунок и т.д.»
Внутренние результативные мотивы связаны с интересом к результату деятельности. В младшем школьном возрасте это желание получить конкретный результат: «хочу узнать, какой правильный ответ», «хочу нарисовать красивый рисунок».
Внутренние мотивы саморазвития связанные с желанием развить способности, качества: «хочу стать умным».
Широко распространенные социальные мотивы занимают лидирующие позиции среди детей младшего школьного возраста. Первое место занимают мотивы выбора профессии и самосовершенствования. На втором месте находятся мотивы долга, ответственности (в 1-2 классе – перед учителем и родителями, а в 3 классе – перед товарищами по классу) [1].
Из динамики развития мотивов учебной деятельности у младших школьников видно, что мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению.
Мотивы, которые побуждают ребенка к учебной деятельности, достаточно разнообразны, они находятся во взаимодействии друг с другом, но имеют неодинаковые влияние на учебную деятельность.
Условно их можно разделить на две большие группы: мотивы, связанные с учебной деятельностью и выходящие за рамки учебного процесса. К первой группе относятся мотивы: самосовершенствования, общая учебная направленность, познавательный, самообразования. Мотивы, связанные с учебной деятельностью, не являются ведущими. Ко второй группе относятся мотивы широко социальные: ориентация на будущее, стремление хорошо учиться, получить поощрение со стороны окружающих.
Также можно выделить узколичные и престижные мотивы учения младших школьников. Узколичные мотивы: мотив избегания неудач, получение высокой отметки, игровой, ориентация на одобрение (похвала), мотив долга перед учителем, положительное отношение к учителю. Престижные мотивы: общение с друзьями, социальный статус в классе.
К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив – интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний.
Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этих новых уровней мотивации составляет резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜