Мотивация достижения связана с двумя мотивами – мотивом достижения успеха и мотивом избегания неудач. Мотив достижения успеха способствует большим достижениям и считается более благоприятным для личностного развития ребенка. Формирование этого мотива происходит именно на протяжении младшего школьного возраста главным образом в процессе учебной деятельности. Это относится к главной особенности мотивационной сферы младшего школьника с точки зрения новообразований личности.
Среди других новых мотивов можно выделить признание, одобрение значимых взрослых и стремление получить высокую оценку. Этими мотивами являются новообразования личности, которые в основном формируются в школьных мероприятиях на протяжении младшего школьного возраста.
В ходе обучения в младшей школе мотивы самого обучения видоизменяются. При этом общий «нормативный» порядок изменения мотивов такой:
Интерес к внешней стороне пребывания в школе (звонки, школьные принадлежности, доска и т.п.).
Интерес к первым результатам учебного труда (написанные цифры, буквы, полученные оценки).
Интерес к процессу и содержания обучения.
Интерес к способам добывания знаний.
Такой порядок формирования мотивов обучения в младшей школе является желательным, но не всегда он реально происходит. В большинстве случаев, процесс формирования мотивов заканчивается на 3-м этапе или даже на втором (т.к. учащихся может интересовать лишь оценка).
Необходимо сказать, что в более старшем (подростковом и юношеском) возрасте, интерес к различным предметам формируется по-разному, где-то достигая 4-го, где-то 3-го, а в ряде случаев может остановиться и на 2-м этапе. В младшем же школьном возрасте, как правило, формирование интереса к учебе не так сильно зависит от конкретного предмета.
Изменения познавательных и социальных мотивов имеют определенные различия.
Изменение познавательных мотивов происходит по следующей схеме:
Интерес к отдельным фактам.
Интерес к закономерностям, принципам.
Интерес к способам приобретения знаний.
Изменение социальных мотивов происходит по следующей схеме:
Общее недифференцированное понимание социальной значимости обучения.
Более глубокое осознание причин необходимости учиться.
Понимание содержания обучения «для себя».
Требуется еще раз подчеркнуть, что перечисленные схемы относятся к «нормативным» и что фактическое развитие мотивационной сферы ребенка может искажаться под действием различных причин и обстоятельств.
У младших школьников выделяют раз личные виды мотивов.
Внешние общественные мотивы – это альтруистические мотивы и мотивы долга.
Альтруистические мотивы связаны с желанием сделать добро людям, коллективу или всему обществу. В младшем школьном возрасте эти мотивы выглядят, например, так: «чтобы наш класс был лучшим», «научиться и лечить людей » и т.д.
Мотивы долга и обязанности связаны с желанием выполнять нормы, законы, стать полноценным членом общества. В младшем школьном возрасте эти мотивы выглядят, например, так: «все дети должны учиться».
Внешние личностные мотивы – это мотивы оценки и успеха, мотивы самоутверждения и мотивы благополучия.
Мотивы оценки и успеха сочетаются с положительными оценками и конкретными результатами. В младшем школьном возрасте обычно обучение для хороших оценок или словесного признания значимыми людьми (учителями, родителями): «чтобы написать контрольную на хорошую оценку», «чтобы родители похвалили ».
Мотивы самоутверждения сочетаются с желанием занять определенную позицию среди сверстников, чтобы достичь определенного статуса. Прежде всего, в младшей школе есть желание получить определенное поручение от учителя, занять официальную лидерскую должность и, в меньшей степени, получить одобрения со стороны сверстников: «те, кто хорошо учатся, становятся старостами», «родители похвалят ».
Мотивы благополучия связаны с желанием избежать гнева и неодобрения. Обычно это обучение находится под давлением взрослых: «потому что иначе будут ругать ».
Внутренние процессуальные мотивы связаны с интересом к самому процессу обучения. В младшем школьном возрасте это связано с желанием что-то делать на уроке: «интересно, как решить задачу, нарисовать рисунок и т.д.»
Внутренние результативные мотивы связаны с интересом к результату деятельности. В младшем школьном возрасте это желание получить конкретный результат: «хочу узнать, какой правильный ответ», «хочу нарисовать красивый рисунок».
Внутренние мотивы саморазвития связанные с желанием развить способности, качества: «хочу стать умным».
Широко распространенные социальные мотивы занимают лидирующие позиции среди детей младшего школьного возраста. Первое место занимают мотивы выбора профессии и самосовершенствования. На втором месте находятся мотивы долга, ответственности (в 1-2 классе – перед учителем и родителями, а в 3 классе – перед товарищами по классу) [1].
Из динамики развития мотивов учебной деятельности у младших школьников видно, что мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению.
Мотивы, которые побуждают ребенка к учебной деятельности, достаточно разнообразны, они находятся во взаимодействии друг с другом, но имеют неодинаковые влияние на учебную деятельность.
Условно их можно разделить на две большие группы: мотивы, связанные с учебной деятельностью и выходящие за рамки учебного процесса. К первой группе относятся мотивы: самосовершенствования, общая учебная направленность, познавательный, самообразования. Мотивы, связанные с учебной деятельностью, не являются ведущими. Ко второй группе относятся мотивы широко социальные: ориентация на будущее, стремление хорошо учиться, получить поощрение со стороны окружающих.
Также можно выделить узколичные и престижные мотивы учения младших школьников. Узколичные мотивы: мотив избегания неудач, получение высокой отметки, игровой, ориентация на одобрение (похвала), мотив долга перед учителем, положительное отношение к учителю. Престижные мотивы: общение с друзьями, социальный статус в классе.
К концу младшего школьного возраста у учащихся совершенно необходимо сформировать хотя бы в первом приближении учебно-познавательный мотив – интерес не только к новым знаниям и даже не только к общим закономерностям, а именно к способам добывания новых знаний.
Воспитание этого мотива необходимо для подготовки перехода ученика в среднюю школу. Формирование этих новых уровней мотивации составляет резерв воспитания положительного отношения к учению в данном возрасте.
Формирование мотивов учения у младших школьников
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.