Отдельное внимание в аспекте изучения коммуникативной компетенции акцентируется на изучении межкультурной коммуникативной компетенции. В общем смысле под межкультурной коммуникативной компетенцией понимается способность личности устанавливать взаимоотношения с представителями других культур, достигать с ними взаимопонимания на основе признания их культурных ценностей и толерантного отношения к их отличиям в манерах общения, в поведении, одежде, образе жизни, традициях, обычаях и т.д. Формирование межкультурной коммуникативной компетентности в условиях современного образования повышает общую культуру учащихся, их конкурентоспособность в рамках дальнейшего профессионального развития [1].
В рамках Федерального образовательного стандарта общего образования, стоит отметить, что межкультурная коммуникативная компетенция рассматривается в контексте изучения иностранного языка. Межкультурная компетенция, имеющая «выход на личность обучающегося, на его готовности, способности и личностные качества, позволяющие ему осуществлять различные виды речемыслительной деятельности в условиях социального взаимодействия с представителями иных лингвосоциумов и их культурой, иного языкового образа мира» [4].
Межкультурная коммуникативная компетенция способствует общему развитию обучающихся через формирование представлений о стране изучаемого языка, речевом и культурном поведении представителей народа, а также об обычаях, традициях, культурном наследии и т.д.
Необходимость формирования межкультурной компетенции у обучающихся также обосновывается прогрессирующим увеличением их непосредственных и опосредованных (через Интернет) контактов с представителями иных культур. Выпускники школ должны быть готовы к общению со сверстниками, принадлежащими другим культурам. Необходимо отметить, что основными проблемами недопонимания между представителями разных культур являются не ошибки лингвистического плана, а отсутствие представления о правилах и нормах поведения в чужой стране, стратегические ошибки в коммуникации.
Возникает ситуация, когда коммуниканты, пользуясь одним и тем же языком, неодинаково воспринимают передаваемые сообщения из-за разницы их социокультурного опыта.
Соответственно мы приходим к выводу, что межкультурно ориентированное обучение обучающихся иностранному языку не должно имитировать обучение иностранному языку как второму (Б8Ь) или обучение через которое проходят носители языка, а требует построения принципиально новой модели обучения, учитывающей зарубежные методические основания обучения иностранному языку, адаптированные к условиям современной российской действительности.
В ходе формирования межкультурной коммуникативной компетенции акцентируется внимание на применении проектно-исследовательской деятельности. Такой подход к данному процессу связан с тем, что данный метод способствует решению проблемных задач, развитию мышления, тесно связан с формированием коммуникативных компетенций: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования и другие [1]. Выделение проектно-исследовательской деятельности также связано с тем, что в процессе ее реализации обучающиеся проявляют любознательность, инициативу и самостоятельность.
Степень изученности проблемы: формирование межкультурной коммуникативной компетенции на основе иноязычного текста рассмотрено в работе О.В. Сыромясова; Г.В. Елизарова осветила в своем исследовании проблему формирования межкультурной компетенции в процессе обучения иноязычному общению; Л.Н. Шихардина исследует межкультурный диалог как фактор развития личности обучающихся.
Различные аспекты теории коммуникативного подхода представлены в работах Л.И. Бим, М.Л. Вайсбурда, Е.И. Пассова и др. Фундаментальные труды В.В. Сафоновой, В.П. Фурмановой посвящены исследованию вопросов межкультурной коммуникации.
Проектно-исследовательская деятельность подробно разработана и описана педагогами – дидактами: В.В Гузеев, Дж. Дьюи, В. X. Килпатрик, М.В. Кларин, Е. С. Полат, A.B. Усова, С.Т. Шацкий и др.
Противоречие:
Между потенциалом использования проектно-исследовательской деятельности как ресурса для формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся и отсутствием технологии такого использования.
Между необходимостью построения новой модели обучения на уроках иностранного языка с целью формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся и недостаточным ориентиром в практической деятельности на зарубежные методические основания обучения иностранному языку.
Проблема исследования: каковы особенности применения проектно-исследовательской деятельности в формировании межкультурной коммуникативной компетенции учащихся.
Объект — процесс организации проектно-исследовательской деятельности при обучении английскому языку учащихся средней полной общеобразовательной школы.
Предмет — технология формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся в ходе применения англоязычной проектно-исследовательской деятельности в средней полной общеобразовательной школе.
Цель – теоретическое обоснование необходимости и возможности формирования межкультурной коммуникативной компетенции учащихся средней полной общеобразовательной школы в ходе проектно-исследовательской деятельности на английском языке, а также практическая разработка технологии такого формирования (на материале социокультурных ресурсов г. Москвы) и учебно-методического обеспечения к ней.
Задачи:
Формирование межкультурной коммуникативной компетенции учащихся в ходе проектно-исследовательской деятельности
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.