У позднооглохших детей степень сохранности речи зависит от момента наступления глухоты (если же поздно произошла потеря слуха, то сохраняться речь будет дольше, даже без коррекционной помощи) и от условий дальнейшего развития ребенка, то есть от наличия или отсутствия специального лечения по развитию и сохранению речи.
По состоянию словесной речи между детьми с нарушенным слухом возможно выделить:
— детей с хорошей фразовой речью, соответствующей возрасту;
— детей с развернутой фразовой речью с аграмматизмом;
— детей, у которых в речи имеются отдельные слова;
— детей, имеющих короткую фразу с аграмматизмом;
— неговорящих (необученные дети).
При других равных условиях, как впервые было отмечено Р. М. Боскис [2], чем меньшая степень слуха у ребенка, тем больше степень его речевого развития; чем дальше возникает нарушение слуха, тем менее плохо оно влияет на положение речи ребенка. При правильном времени начала коррекционной работы и ее адекватном и систематическом проведении в течение долгого времени, степень речевого обучения даже глухого ребенка возможно будет максимально сближен с нормой. Степень и характер у детей с нарушениями слуха речевой недостаточности, зависят от взаимодействия 4 важных факторов:
— от ситуаций развития ребенка после поражения слуха;
— от присутствия дополнительных отклонений в развитии;
— от степени снижения слуха;
— от времени появления поражения слуха.
Таким образом, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу, характеризующуюся: отсутствием или наличием дополнительных отклонений в развитии; степень речевого развития; временем, в котором произошло понижение слуха; характером (смешанная, сенсоневральная, кондуктивная тугоухость) нарушения слуха, а так же степенью (глухота, тугоухость, выраженная в какой либо степени) [6].
У детей, не владеющих дополнительными отклонениями в развитии, при адекватной и целенаправленной коррекционной работе, организованной с первых месяцев жизни, уже примерно к 4 годам, несмотря на сложную тугоухость и даже глухоту, можно максимально сблизить не только степень их общего, но и речевого развития с возрастной нормой. В таком случае они владеют широкой фразовой речью, свободно подпевают песенки, читают стихи, рассказывают о случившемся, увиденном, разговаривают с детьми и взрослыми. Эти дети хорошо разбирают обращенную к ним речь, которую они воспринимают слухо-зрительно — слушая его с помощью индивидуальных слуховых аппаратов и глядя на губы говорящего. Звучание их родной речи, обычно мало отличается от речи слышащих сверстников. Незнакомый человек и не будет подозревать на глухого ребенка, что с ним что-то не так если на нем нет специальных индивидуальных слуховых аппаратов. Обычно, такие дети обучаются в дальнейшем вместе со слышащими в сшколах стандартного типа.
Столь же высокой степени реабилитации можно достигнуть во время целенаправленной, своевременно начатой, адекватной работы с детьми потерявшими слух в 3 года и позже, нормально говорил и слышал — владел фразовой речью. Если получается сохранить речь ребенка и улучшать ее, а также быстро наладить устную коммуникацию уже по другой сенсорной основе (зрительной, зрительно-вибротактильной, зрительно-слуховой), то позднооглохший ребенок может удержаться в детском коллективе, где он воспитывался до ухудшения слуха, и имеет возможность подготовки к успешному обучению в общеобразовательных школах [3].
Относительно высокая степень речевого и общего развития может быть заметен у части слабослышащих детей с малым снижением слуха при хороших условиях их развития, если даже отсутствовало целенаправленное коррекционное воздействие в младшем школьном возрасте.
Высокой степени речевого и психомоторного развития также могут достигать дети с глухотой и тяжелой тугоухостью при относительно позднем начале обучения, примерно 2-4 года при наличии ряда положительных факторов. К ним относятся: дополнительная помощь ребенку (например, специальные часы для индивидуальной работы с ним, для занятий речевой ритмикой и т.п.), личностные качества и физическое состояние ребенка (работоспособность, физическая выносливость, активность, коммуникабельность), высокие потенциальные возможности самого ребенка, активное участие семьи в его обучении и воспитании, адекватное и интенсивно систематическое состояние обучения ребенка [3].
Следует также выделить, что эффект коррекционной помощи, а тем самым и реабилитации детей с нарушенным слухом, определяется во многом своевременностью (с момента выявления степени и характера снижения слуха) качественного слухопротезирования и применения в занятиях с воспитателем и дома, различной качественной звукоусиливающей аппаратуры (при отсутствии медицинских противопоказаний к звукоусилению).
Формирование коммуникативной культуры у младших школьников с нарушениями слуха на уроках в школе
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.