В процессе обучения иностранному языку, учащимся необходимо овладеть коммуникативной компетенцией. Понятие компетенция, принятое научным сообществом благодаря работам американского лингвиста Н. Хомского, используется в методике преподавания языка при определении общих и частных целей и содержания обучения. Одно из значений слова компетенция, зафиксированное в словарях, – это область вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлен, обладает познаниями, опытом, по которым кто-либо имеет хорошие знания. В современной методической науке под компетенцией понимается совокупность знаний, умений и навыков по языку. Наряду с термином компетенция, используется термин компетентность [26, c.106]. Данные понятия дифференцируют таким образом: компетенция – это «комплекс знаний, навыков, умений, приобретенный в ходе занятий и составляющий содержательный компонент обучения», компетентность – это «свойства личности, определяющие ее способность к выполнению деятельности на основе сформированной компетенции» [27, с.142].
Развитие, воспитание способности и готовности к непрерывному, самостоятельному изучению иностранного языка возможно только при условии развития и формирование языковой, речевой и социокультурной компетенций. Коммуникативность, в свою очередь, подразумевает речевую направленность учебного процесса, заключающуюся в практическом пользовании языком. Практическая речевая направленность является и целью, и средством достижения данной цели.
В науке, на сегодняшний день, существуют расхождения в определении понятия «речевой компетентности». Однако специалисты выделяют основные его составляющие:
Речевые умения (умение ясно и чётко излагать мысли, умение убеждать, умение аргументировать, умение выносить суждения, умение анализировать высказывание);
Умения восприятия (умения слушать и слышать, умение понять чувства и настроение другого человека);
Умения взаимодействия (умение проводить беседу, умение задавать вопросы, умение сформулировать требование, умение управлять своим поведением в общении).
Так, понятие «речевая компетентность» подразумевает «стремление ребенка сделать свою речь понятной для других и готовность понимать речь окружающих» [25]. Г.К. Селевко определяет, что речевая компетентность – это «умение ребёнка практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые, (мимика, жесты, движении) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности» [18, с. 139]. Речевая компетентность ребёнка предусматривает следующие составляющие [25]:
Лексический аспект, который предполагает: наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, способность адекватно использовать лексемы, уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
Богатый лексический словарь ученика позволяет ему легко и непринуждённо общаться со взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор на любую тему в пределах своего понимания.
Грамматический аспект, который предполагает приобретение навыков образования и правильного употребления различных грамматических форм.
Формирование грамматического строя речи закладывает у детей умение оперировать синтаксическими единицами, осуществлять сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения.
Фонетический аспект: определяет развитие речевого слуха, основа которого служит для дальнейшего восприятия и различения фонологических средств языка.
Ребёнок воспитывается фонетической и орфоэпической правильности речи, овладевает средствами звуковой выразительности речи.
Диалогический аспект, предполагающий формирование диалогических умений, которые обеспечивают конструктивное общение с окружающими людьми.
Монологический аспект, предполагающий умения слушать и понимать тесты, пересказывать, строить самостоятельные связные высказывания разных типов.
Таким образом, коммуникативная компетентность заключается в знании основных законов функционирования языка и речи и способность к их использованию.
«Языковая компетенция» – изучение грамматических, фонетических, орфографических, лексических средств и овладение ими, по ходу прохождения основных тем. А также овладение основными знаниями о языковых явлениях иностранного языка. «Самообразовательная компетенция» – развитие учебных умений, самостоятельное изучение языка и культуры, которое так же возможно с использованием информационных технологий. Компенсаторная компетенция – умение находить выход из ситуаций при получении и передачи информации, находясь в дефиците языковых средств. Информационно-коммуникационная компетенция – возможность приобщения к традициям, культуре стран изучаемого языка, умение представления родной страны во время межкультурного общения. Развитие личности учащихся включает в себя формирование у обучаемых потребности в изучении иностранного языка, воспитание качеств настоящего гражданина своей страны, развитие толерантного самосознания, стремление к изучению мировой культуры, осознание необходимости вести здоровый образ жизни.
По мнению Г.М. Первовой, читательская компетентность включает в себя [15, с.19]: способность к творческому чтению, освоение литературного произведения на личностном уровне, умение вступать в диалог «автор — читатель», погружаться в переживания героев, понимание литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей, специфики языка художественного произведения.
Формирование и развитие читательской компетенции школьников проходит в направленности особого внимания личности ученика и его потребностей, его мотивов и интересов. На уроке иностранного языка разумно использовать и сочетать все известные методы и приёмы обучения, которые способствуют развитию личности школьника.
Одной из основных целей обучения иностранному языку в СОШ является развитие и формирование иноязычной коммуникативной компетенции (см. схему 1).
Формирование коммуникативной компетенции школьников при обучении иностранному языку в СОШ
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.