Дети дошкольного возраста – прирожденные исследователи. Задача взрослого – не погасить в ребенке эту искорку любопытства, а наоборот, помочь развить желание самостоятельно искать и находить решение в проблемной ситуации. Решение проблемных ситуаций, позволяет ребенку открывать для себя что-то новое.
Проблемная ситуация, по мнению С.Л. Рубинштейна [21], А.М. Матюшкина [15], включает в себя три основных компонента:
неизвестное, выявление в проблемной ситуации новых знаний или способов деятельности, которые ребенок должен усвоить, разрешая противоречие;
ценность противоречия в познании того, что оно, воздействуя на эмоции, пробуждает потребность в познании нового, а эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль; познавательную деятельность ребенка;
возможность анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, способствующие возникновению проблемной ситуации.
Степень трудности задания должна быть такова, чтобы с помощью усвоенных знаний и способов действия дети не могли его выполнить, но этих знаний должно быть достаточно для самостоятельного анализа содержания и условий выполнения поставленного задания.
В своих исследованиях Н.Н. Подъяков [19] выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской деятельности.
Первый – активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробирует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно создающий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. Только в этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, интересы, волю.
Второй – деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Исследовательская деятельность, по мнению О.В. Дыбиной [5], не возможна без наличия у детей элементарных исследовательских умений, которая отличается повышенной концентрацией внимания на познание окружающего мира и нетрадиционными способами решения познавательной задачи.
В разных элементарных исследовательских умениях дети дошкольного возраста должны:
Формирование исследовательских навыков дошкольников старшей группы в игре
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.