Особенное внимание надо обращать на сохранение сформированных вокально-слуховых навыков в разных музыкально-текстовых ситуациях и на второстепенные движения. На втором этапе постоянные указания педагога являются необходимыми, а также усвоение приемов, которыми надо пользоваться, достижение правильного качества звучания.
Третий этап – этап закрепления вокально-слуховых навыков и их автоматизация отвечает за упрочение динамических стереотипов в коре головного мозга. В этой фазе формирования вокально-слуховых навыков, навыки выполняются, не требуя большого внимания свободно, слаженно, легко. Голос имеет все необходимые качества, звучит свободно и ровно на всем диапазоне, позволяя переносить основное внимание на выполнение. Постепенно расширяются функциональные возможности нервной системы, достигается необходимое звучание или движение в результате систематической тренировки. Проявиться вариантам вокально-слуховых навыков позволяет автоматизм, что составляет основу разных нюансов [14, c.23.
Мастерство пения характеризуется вариативностью, которая требует решения художественной исполнительской задачи. Ученик, не выходя за границы профессионального звучания, так сказать, «играет» голосом. На ранних стадиях приходится мириться со скромностью динамических и тембровых нюансов, с некоторой одноплановостью звучания, требованиями выразительности слова. Поскольку на третьем этапе, внимание целиком может быть перенесено на исполнительские задачи, педагог может использовать для занятий более сложный музыкальный материал, содержащий разные типы эмоциональносмыслового содержания и голосоведения.
Музыкально-исполнительские требования заставляют ученика находить необходимые варианты вокальнослуховых навыков, что приводит к развитию тембровых и динамических возможностей голоса.
Проблема формирования и развития вокально-слуховых навыков была наиглавнейшей и всегда стояла перед преподавателями вокала, учителями пения, начинающими певцами, хормейстерами. От того, насколько правильно были сформированы вокально-слуховые навыки, зависит долголетие вокального голоса, а также возможность реализовать себя как педагога-вокалиста. Остаются актуальными всегда вопросы методов обучения и совершенствования теории. Значение и важность их решения подчеркивается и в целом на современном этапе.
С умения анализировать музыкальный материал начинается развитие навыка многоголосного интонирования. Ребята, не имеющие опыта вокального исполнения, в обязательном порядке должны научиться определять – в каком регистре звучит аккомпанемент; сколько частей в песне; понимать строение музыкальной фразы. С теорией музыки тесно связан минимальный запас слуховых навыков детей без музыкальной подготовки недостаточно музыкальных впечатлений, им трудно подстроиться к многоголосному пению, они не представляют, как должен звучать тот или иной аккорд, интервал.
Дети и подростки должны слышать, знать и уметь петь в хоре: мажорные и минорные трезвучия, гаммы, интервалы, устойчивые и неустойчивые ступени, для освоения навыка многоголосного интонирования. В практике развития навыка многоголосного интонирования также используется форма канона.
В литературе для хормейстеров описывается много приемов разучивания канонов. Самый известный – метод «снежного кома» Б. Рачиной. Хор учит мелодию одноголосно. Через два-три занятия, когда она совершенно усвоена, пригласить двух-четырех самых способных детей и предложить им спеть мелодию с руководителем хора на два голоса. Объяснить, что второй голос будет «запаздывать», но главное – петь напевно, негромко и слушать друг друга. Затем к руководителю подсаживается еще несколько певцов, а другие помогают хоровой партии. Главное условие – петь напевно и слушать.
Наиболее трудный момент в исполнении канона – вступление второго голоса. Обычно ученики, не имеющие музыкального образования, слушая партию ведущего голоса, мысленно продолжают петь мелодию и потому сбиваются, не попадают на первые звуки канона. В связи с этим полезно, исполняя мелодию, постоянно возвращаться к ее началу. При переходе к многоголосному пению трудность заключается не в самом исполнении, а в том, чтобы дети слышали сразу несколько звучащих мелодических линий. Очень важно научить ученика видеть в партитуре и слышать переходы от многоголосия к унисону, от унисона к многоголосию.
Следует научить грамотным вступлениям различных партий. Работая с одной партией очень полезно подыгрывать другую партию или исполнять всю партитуру. Учащиеся с развитым гармоническим слухом слышат другую партию, умеют подстраиваться к ней, слышат красоту многоголосия, новое качество в пении. У них появляется интерес к многоголосному пению, к хоровому искусству. Достичь стройного унисона в хоре на начальном этапе работы сложно, так как в хоре обязательно будут дети, у которых либо нет координации между слухом и голосом, либо вокальный голос находится в речевом диапазоне. Для достижения унисона, чистого интонирования, развития навыка многоголосного интонирования существует ряд упражнений на дыхание, свободное звучание голоса, дикцию.
Развитие навыка многоголосного интонирования необходимо для исполнения хоровых партитур. Для современного образования остается весьма важной проблема формирования у учеников умение приобретать знания самостоятельно, развивать творческое мышление, личностные качества и ключевые компетенции.
Современные технологии открывают ученикам и преподавателям доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, проявления и выявления различных музыкальных навыков.
Формирование и развитие навыков многоголосного интонирования у детей и подростков
- Ирина Корнилова
- Музыка
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Ирина Корнилова
Более 15 лет назад окончила ВГСПУ, факультет художественного образования. Опыт работы преподавателем – 13 лет, за это время написала 10 научных статей и 1 диссертацию. В компании «Диплом777» работаю с 2018 года. Я помогаю студентам в написании рефератов, эссе, контрольных и курсовых работ. часто даю ответы на экзаменационные вопросы.