По словам Д. Х. Медоуза, экологические педагоги на каждом континенте разрабатывают материалы и методы, столь же разнообразные, как и различные культуры и экосистемы на земле. Он перечисляет некоторые ключевые понятия, лежащие в основе всего экологического образования. Это пища для размышлений, уровни бытия, сложные системы, рост численности населения и несущая способность, экологически устойчивое развитие, социально устойчивое развитие, знание, неопределенность и святость.
Руководящие принципы экологического образования:
Они заключаются в следующем [16]:
1. Ресурсные Принципы:
а) использование ресурсов требует долгосрочного планирования, если мы хотим добиться подлинно устойчивого развития.
б) рациональное использование возобновляемых источников является разумным способом сохранения ресурсов при одновременном получении от них максимальной выгоды.
в) образ жизни, в значительной степени зависящий от быстро сокращающихся невозобновляемых источников энергии (например, ископаемого топлива), является нестабильным.
2. Принципы почвы:
а) защита почв и поддержание устойчивого сельского хозяйства являются важнейшими факторами обеспечения выживания цивилизаций и поселений.
б) эрозия почв представляет собой необратимую потерю основных ресурсов и должна быть предотвращена.
в) растительный покров (трава, лес) имеет важное значение для сохранения природного баланса и сохранения почв, а также является пригодным для эксплуатации природным ресурсом.
3. Принципы охраны дикой природы:
а) популяция диких животных имеет важное эстетическое, биологическое и экономическое значение.
б) природные заповедники и другие охраняемые дикие районы имеют важное значение для охраны находящихся под угрозой исчезновения видов, поскольку они сохраняют свои места обитания.
в) выживание человечества тесно связано с выживанием диких животных, которые зависят от одних и тех же систем жизнеобеспечения.
4. Принципы экологического менеджмента:
а) рациональное природопользование полезно как для человека, так и для окружающей среды.
б) управление природными ресурсами должно осуществляться рациональным образом.
в) ликвидация отходов путем рециркуляции и развития экологически чистых производств [12].
Технологии важны для современного общества, чтобы помочь сократить потребление ресурсов.
г) человеческая деятельность и технологии оказывают значительное воздействие на природную среду и могут влиять на ее способность поддерживать жизнь, в том числе человеческую.
5. Другие принципы:
а) отношения между людьми и окружающей их средой опосредованы их культурой, т. е.
б) культурные, исторические и архитектурные памятники во многом нуждаются в защите.
Концепции экологического образования:
Любая учебная программа должна быть основана на хорошо продуманных и четко определенных понятиях, которые каждый хочет, чтобы ученик приобрел. Некоторые важные концепции экологического образования имеют междисциплинарное значение, такие как загрязнение окружающей среды, несущая способность, экосистемы, экология и охрана окружающей среды и т.д.
Экологическое воспитание — проблема актуальная. Если люди не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Актуальность экологического воспитания диктует сама жизнь. В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Экологическая культура – это одна из сторон общечеловеческой культуры. От уровня развития экологической культуры в стране зависит и развитие общей культуры, и здоровье нации [6].
Бережное отношение к природе надо воспитывать с раннего возраста, надо ввести ребенка в мир природы, научить его любить ее и бережно относиться к ней.
Формирование ответственного отношения к природе, воспитание любви к природе — это сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение детьми определенными экологическими знаниями, но умение и желание активно улучшать, облагораживать природную среду.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушение познавательной деятельности, неумение четко осознать причинно-следственные связи затрудняют правильное восприятие, обобщение и анализ явлений в природе, для них характерен дефицит любознательности и потребности в новых впечатлениях, замедленная затрудненная восприимчивость к новому, малый запас представлений, незрелость эмоционально — волевой сферы, недоразвитие речи. Поэтому основным содержанием экологического образования учащихся коррекционных школ является формирование осознанно – правильного отношения к природным явлениям.
Чтобы наши дети научились понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик. Главное, нужно развивать у ребенка с отклонениями в развитии, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формировать основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействии ребенка с природой, а так же в его поведении в природе [14].
Формирование экологической культуры на уроках биологии у учащихся адаптивных школ 8 вида
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.