Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

«Формирование экологической компетенции у старших дошкольников с задержкой психического развития».

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Таки образом, цель экологического вопитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

1.3 Характеристика экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе особое значение имеет наличие у дошкольников экологической компетенции. Это отражено и в Федеральном Государственном образовательном стандарте, требованием которого является формированием у детей дошкольного возраста общей культуры личности, системы научных представлений о планете Земля, как об общем доме людей, об особенностях природы и гуманном к ней отношении, способах безопасного поведения в ней [7].
Проблеме экологической компетенции дошкольников посвящено много педагогических исследований [21]. Такие исследователи, как И.А. Зимняя рассматривала компетенцию как потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые выявляются деятельными проявлениями. Д. И. Зверева определяла экологическую компетенцию, как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношения к окружающей природной среде и здоровью». В. А. Зебзеева предполагала, что немаловажным аспектом в формировании экологической компетенции является в первую очередь, воспитание личности, которая будет владеть не только экологическими знаниями, умениями и навыками, но и уважать ценность другого человека, которая способна к проявлению гуманных чувств таких как доброта, отзывчивость, любовь и сострадание. А.Н. Захлебный полагал, что экологическая компетенция — это интеграция знаний о природной окружающей среде, а так же умений экологически грамотно действовать в конкретных жизненных ситуациях. Л.Е. Пистунова под экологической компетенцией понимала интеграцию знаний и умений в области экологии и нравственного отношения к природе, экологически значимых личностных качеств таких, как гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности. Исследователи единодушны в том, что компетенция – это интегрированное сочетание знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств; единство теоретических знаний и практической деятельности, имеющая сложный состав: когнитивный аспект, поведенческий аспект, а так же эмоционально-волевая регуляция процесса.
Необходимо отметить, что формирование экологического грамотного отношения к природе и на этом основании экологической элементарной культуры является обязательным компонентом любой образовательной программы.
В образовательные программы включаются представления и понятия по экологии и определены навыки и умения экологического характера, которыми должны овладеть дошкольники. Роль человека по отношению к природе при этом определяется не как повелителя и хозяина, а как равноправного участника.
В нравственном развитии дошкольника особенное место занимает воспитание у него бережного отношения ко всему живому и любви к родной природе. Особенно близко и дорого детям то, что они вырастили самостоятельно. Поэтому наличие в детском саду растений и животных, за которыми дети могут самостоятельно наблюдать и ухаживать, помогает у них воспитывать такие качества, как ответственность за порученное дело, любовь и привычку к труду, бережное отношение к природе [1].
Дети в возрасте 6-7 лет, придя в старшую группу в начале учебного года уже имеют правильные представления о явлениях и предметах природы. К примеру, они могут выделить конкретные характеризующие его признаки («листики опадают», «солнышко не греет», «осень, потому что тучи на небе»), знают название сезонов года. Конечно, дети выделяют, прежде всего, яркие, пусть и не всегда наиболее важные и существенные, признаки явлений или предметов, часто связывают их с собственной жизнью и интересами («осень, потому что мы играем красивыми листиками»).
Дети старшего дошкольного возраста к концу учебного года обнаруживают все более глубокие знания о явлениях и предметах природы, для высказывания детей данного возраста характерным становится раскрытие многих связей и зависимостей, которые им понятны: причины изменения в неживой природе, зависимости изменений жизни животного и растительного мира от возможных изменений в неживой природе.
Дети подходят к пониманию перехода одного времени года в другое, могут назвать существенные признаки наступающего времени года: изменение цвета листвы, выпадение и таяние снега и др.; рассказать о периодичности развертывающегося сезона, выделяя его начало, разгар (середину) и конец [2].
Дети шестого года жизни имеют довольно обширные знания о животных, могут не только описать их внешний вид, но и рассказать о повадках, среде обитания. Помимо этого, они способны группировать, классифицировать, к примеру, а так же довольно легко выполнять такие задания, как: «Отбери картинки, где нарисованы зимующие (перелетные) птицы»; «Найди, кто ползает, плавает, летает» [20].
Развивающиеся у старших дошкольников умения замечать изменения, классифицировать, обобщать, сравнивать является обязательным условием понимания ими причинно-следственных, временных и других отношений между явлениями и предметами.
Знакомя старших дошкольников с природой, педагог обязательно должен учитывать возрастные особенности детей, а так же организовывать их деятельность так, чтобы они, овладевая новыми умениями и навыками, активно общались с природой [3].
Научить детей в процессе общения с природой оценивать поступки сверстников, взрослых и свои собственные так же не менее важно.
Экологически воспитанную личность можно охарактеризовать экологически ориентированными деятельностью и поведением в природе, экологически сформированным сознанием, природоохранным, гуманным отношением. Составные экологического сознания личности старшего дошкольника – это знания о природе и их экологической направленности, умение использовать их в течение реальной жизни, в разнообразной деятельности (в быту, труде, в играх), в поведении [23].
Вот почему очень важно, чтобы еще в дошкольном возрасте дети получили верные сведения об окружающей природе. И поэтому большое внимание во всех образовательных программах уделяется экологическому воспитанию старших дошкольников.
Таким образом, можно заключить, что в период дошкольного детства происходит развитие и формирование экологической компетенции дошкольников, и при условии качественного формирования такой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет беречь и ценить окружающую природу всю дальнейшую жизнь, передавая свои знания следующим поколениям и дальше.

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜