Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

«Формирование экологической компетенции у старших дошкольников с задержкой психического развития».

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Таки образом, цель экологического вопитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.

1.3 Характеристика экологической компетенции детей старшего дошкольного возраста

На современном этапе особое значение имеет наличие у дошкольников экологической компетенции. Это отражено и в Федеральном Государственном образовательном стандарте, требованием которого является формированием у детей дошкольного возраста общей культуры личности, системы научных представлений о планете Земля, как об общем доме людей, об особенностях природы и гуманном к ней отношении, способах безопасного поведения в ней [7].
Проблеме экологической компетенции дошкольников посвящено много педагогических исследований [21]. Такие исследователи, как И.А. Зимняя рассматривала компетенцию как потенциальные психологические новообразования (знания, представления, алгоритмы действий, системы ценностей и отношений), которые выявляются деятельными проявлениями. Д. И. Зверева определяла экологическую компетенцию, как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношения к окружающей природной среде и здоровью». В. А. Зебзеева предполагала, что немаловажным аспектом в формировании экологической компетенции является в первую очередь, воспитание личности, которая будет владеть не только экологическими знаниями, умениями и навыками, но и уважать ценность другого человека, которая способна к проявлению гуманных чувств таких как доброта, отзывчивость, любовь и сострадание. А.Н. Захлебный полагал, что экологическая компетенция — это интеграция знаний о природной окружающей среде, а так же умений экологически грамотно действовать в конкретных жизненных ситуациях. Л.Е. Пистунова под экологической компетенцией понимала интеграцию знаний и умений в области экологии и нравственного отношения к природе, экологически значимых личностных качеств таких, как гуманность, эмпатийность, бережливость, ответственность за результаты своей экологической деятельности. Исследователи единодушны в том, что компетенция – это интегрированное сочетание знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств; единство теоретических знаний и практической деятельности, имеющая сложный состав: когнитивный аспект, поведенческий аспект, а так же эмоционально-волевая регуляция процесса.
Необходимо отметить, что формирование экологического грамотного отношения к природе и на этом основании экологической элементарной культуры является обязательным компонентом любой образовательной программы.
В образовательные программы включаются представления и понятия по экологии и определены навыки и умения экологического характера, которыми должны овладеть дошкольники. Роль человека по отношению к природе при этом определяется не как повелителя и хозяина, а как равноправного участника.
В нравственном развитии дошкольника особенное место занимает воспитание у него бережного отношения ко всему живому и любви к родной природе. Особенно близко и дорого детям то, что они вырастили самостоятельно. Поэтому наличие в детском саду растений и животных, за которыми дети могут самостоятельно наблюдать и ухаживать, помогает у них воспитывать такие качества, как ответственность за порученное дело, любовь и привычку к труду, бережное отношение к природе [1].
Дети в возрасте 6-7 лет, придя в старшую группу в начале учебного года уже имеют правильные представления о явлениях и предметах природы. К примеру, они могут выделить конкретные характеризующие его признаки («листики опадают», «солнышко не греет», «осень, потому что тучи на небе»), знают название сезонов года. Конечно, дети выделяют, прежде всего, яркие, пусть и не всегда наиболее важные и существенные, признаки явлений или предметов, часто связывают их с собственной жизнью и интересами («осень, потому что мы играем красивыми листиками»).
Дети старшего дошкольного возраста к концу учебного года обнаруживают все более глубокие знания о явлениях и предметах природы, для высказывания детей данного возраста характерным становится раскрытие многих связей и зависимостей, которые им понятны: причины изменения в неживой природе, зависимости изменений жизни животного и растительного мира от возможных изменений в неживой природе.
Дети подходят к пониманию перехода одного времени года в другое, могут назвать существенные признаки наступающего времени года: изменение цвета листвы, выпадение и таяние снега и др.; рассказать о периодичности развертывающегося сезона, выделяя его начало, разгар (середину) и конец [2].
Дети шестого года жизни имеют довольно обширные знания о животных, могут не только описать их внешний вид, но и рассказать о повадках, среде обитания. Помимо этого, они способны группировать, классифицировать, к примеру, а так же довольно легко выполнять такие задания, как: «Отбери картинки, где нарисованы зимующие (перелетные) птицы»; «Найди, кто ползает, плавает, летает» [20].
Развивающиеся у старших дошкольников умения замечать изменения, классифицировать, обобщать, сравнивать является обязательным условием понимания ими причинно-следственных, временных и других отношений между явлениями и предметами.
Знакомя старших дошкольников с природой, педагог обязательно должен учитывать возрастные особенности детей, а так же организовывать их деятельность так, чтобы они, овладевая новыми умениями и навыками, активно общались с природой [3].
Научить детей в процессе общения с природой оценивать поступки сверстников, взрослых и свои собственные так же не менее важно.
Экологически воспитанную личность можно охарактеризовать экологически ориентированными деятельностью и поведением в природе, экологически сформированным сознанием, природоохранным, гуманным отношением. Составные экологического сознания личности старшего дошкольника – это знания о природе и их экологической направленности, умение использовать их в течение реальной жизни, в разнообразной деятельности (в быту, труде, в играх), в поведении [23].
Вот почему очень важно, чтобы еще в дошкольном возрасте дети получили верные сведения об окружающей природе. И поэтому большое внимание во всех образовательных программах уделяется экологическому воспитанию старших дошкольников.
Таким образом, можно заключить, что в период дошкольного детства происходит развитие и формирование экологической компетенции дошкольников, и при условии качественного формирования такой субкультуры в настоящий момент, ребенок будет беречь и ценить окружающую природу всю дальнейшую жизнь, передавая свои знания следующим поколениям и дальше.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.