Однако, в футболе, как пишет Кузнецов А.А.: «игрок, не контактирующий с мячом всего несколько месяцев, испытывает определенные трудности (в зависимости от уровня его мастерства), особенно в технике, не достает до мяча, неправильно выбирает позицию, не чувствует мяч. Дело в том, что из-за отсутствия практики ослабевают когда-то выработанные связи между конечностями и нервными центрами, которые посылают импульсы-приказы; нарушается координация движений, и на большой скорости игрок может легко ошибаться» [11].
Исходя из этого, можно сделать вывод, что нельзя на длительный период прекращать учебно-тренировочный процесс совершенствования техники игры, так как технико-тактическая подготовка задача не одного года или периода, а постоянная круглогодичная, с целью овладения арсеналом всех технических приёмов и тактических действий, доведя их до навыка высшего порядка.
1.2.Характеристика физической подготовки футболистов
В настоящее время уровень физической подготовки футболистов профессионалов находится на высоком уровне. Чтобы иметь возможность выступать на одном уровне с профессионалами, нужно демонстрировать хорошую технику, понимать тактическую структуру игры и быть физически подготовленным. Физическую подготовленность нельзя рассматривать отдельно, а стоит представлять как составляющую единого целого, в котором технические решения тесно взаимосвязаны с физическими, психическими, тактическими возможностями спортсмена, а также конкретными условиями внешней среды, в которой выполняется спортивное действие [10].
Физическая подготовка имеет особое значение в работе с футболистами. Во-первых, от уровня развития физических качеств и возможностей зависит овладение техническими приемами игры и тактическими действиями. Во-вторых, влияние средств футбола на разностороннее физическое развитие и функциональное состояние организма полностью зависит от уровня владения навыками игры. Поэтому на начальном этапе упражнения по технике, тактике и двусторонняя игра не сильно влияют на организм ученика. Для того, чтобы нагрузка на занятиях было оптимальной, необходимо использовать широкий арсенал общеразвивающих и подготовительных упражнений. В-третьих, роль физической подготовки юных футболистов на соревнованиях начинает существенно влиять в возрасте 15-16 лет и особенно в 17-18 лет, когда соревнования проходят несколько дней подряд [12].
Основное направление физической подготовки юных футболистов на начальном этапе обучения — всесторонняя физическая подготовка. Основные средства — это упражнения по гимнастике, акробатике, легкой атлетике, баскетболу, гандболу, упражнения с отягощениями, упражнения для развития быстроты ответных действий, скоростно-силовых качеств, подвижные игры, эстафеты и др. На этапе предварительной подготовки цель обучения — создание устойчивого интереса к игре и игровой деятельности. Задача — формирование умения играть в футбол и другие игры (в малых составах), выработка чувства мяча, обучения ведению мяча, удар (передачи) и приема мяча ногами, удара в створ. На этапе предварительной подготовки средства и методы общей физической подготовки способствуют развитию основных физических качеств и формированию различных двигательных навыков[15].
На этапе предварительной подготовки применяются преимущественно тренировочные нагрузки, что способствуют разностороннему воздействию на организм футболиста. Общая схема процесса обучения делится на три этапа, различающихся как по педагогическим задачам, так и по методике обучения.
Общая физическая подготовка футболиста направлена на выполнение требований, которые диктуются игрой. Эта подготовка должна помогать развивать такие важные в современном футболе качества, как быстрота реакции, подвижность, гибкость, выносливость и стойкость. Важное значение имеют природные задатки футболиста.
Общая физическая подготовка направлена на всестороннее физическое развитие спортсмена, что укреплено соответствующими морфологическими и функциональными изменениями в организме. Она укрепляет качество выполнения упражнений и действий по сути в двух направлениях. Первое направление предусматривает развитие отдельных двигательных качеств и в широких вариантах их проявления. Это означает, что каждое двигательное качество должно развиваться всесторонне, что положительно отражается на быстром развитии специально направленного физического качества [6].
Второе направление предусматривает всестороннее развитие двигательных качеств. Одновременно с развитием проявлений двигательных способностей укрепляются и другие двигательные навыки, которые, по сути, подразумевают работу над техникой. Это отразится в быстром и совершенном овладении приемами и навыками техники. Оба направления помогают создать солидную основу общей подготовки игрока [8]. Некоторые тренеры считают, что общая физическая подготовка футболистов должна включать только упражнения с мячом, а другие, часть работы проводится без мяча. Однако это следует уточнить, учитывая, что общая теория подготовки спортсменов, предполагает в качестве основных средств для общей физической подготовки — разнообразные физические упражнения, которые непосредственно и косвенно влияют на совершенствование мастерства спортсменов [13].
Физическая подготовка включает в себя не только упражнения, которые используются во время игры с мячом, но и те, которые необходимы для взаимодействия игроков. Всесторонняя подготовка спортсменов во время игры позволит максимально использовать физические возможности организма. Вспомогательная физическая подготовка базируется на общей физической подготовленности. Она создает основу, необходимую для эффективного выполнения больших объемов работы, по развитию специализированных качеств, а также способствует повышению функциональных возможностей различных органов и систем организма. При этом ставится цель улучшить нервно-мышечную координацию, совершенствовать способность спортсменов выдерживать большие нагрузки и эффективно восстанавливаться после них.