Огромное влияние на формирование и развитие классицизма оказали философские идеи Р. Декарта. В основе правил классицизма лежит рационализм Декарта и его идеи о возможностях познания. В своей работе «Первоначала философии» французский философ писал: «Итак, отбросив, все то, относительно чего мы можем каким-то образом сомневаться, и, более того, воображая все эти вещи ложными, мы с легкостью предполагаем, что никакого Бога нет и нет ни неба…; однако не может быть, чтобы в силу всего этого мы, думающие таким образом, были ничем: ведь полагать, что мыслящая вещь в то самое время, как она мыслит, не существует, будет явным противоречием. А посему положение: Я мыслю, следовательно, я существую – первичное и достовернейшее из всех, какие могут представиться кому-либо в ходе философствования».
Р. Декарт и сам применял свой рационализм к искусству. Так в одном из своих писем он писал о том, что искусство должно регламентироваться разумом. По мнению французского философа, рационалистичность и логичность должны были быть присущи художникам и литераторам. Важной частью учения Декарта были идеи об истине. Истина могла проявляться и в искусстве, быть эстетической. Высшей целью как и других видов человеческой деятельности является поиск истины.
Рационалистические идеи Р. Декарта нашли свое отражение прежде всего в литературе и в театре. К классицизму мы относим комедии Мольера, сатиры Буало, трагедии Корнеля и Расина, прозу Ларошфуко и Лабрюйера, басни Лафонтена и многое другое. В произведениях эпохи классицизма создавался определенный образ человека – гармоничного, но сурового.
Такой художественный стиль Нового времени как барокко во многом противоположен классицизму. Для барокко в противовес классицизму характерны усложненные формы, экспрессивность, легкость и свобода, отсутствие четких норм и правил. Р. Декарт сыграл большую роль и в формировании и развитии стиля барокко. Теоретики барокко опирались на труд Р. Декарта «Страсти души», опубликованный в 1649 году. Возникновение барокко мы можем связать с кризисом классицизма и с разочарованием в нем общества.
С формированием стиля барокко связан и другой французский философ – Ж.-Ж. Руссо. Руссо в своих трудах писал о таком виде искусства как музыка. В основе музыкальной культуры барокко лежат идеи Руссо. Руссо выделял такие составляющие музыки как мотив, фраза, гармонический период и т. д.. Руссо писал не только о музыке, но и об искусстве в целом. Французский философ считал, что чувство вкуса зависит от чувствительности человека и от его среды.
Таким образом, философские идеи Декарта и Руссо оказали влияние на формирование таких художественных стилей как классицизм и барокко. Рационалистические идеи, заложенные Декартом, способствовали появлению строгих канонов в искусстве, то есть классицизма. Барокко с его вычурностью и чувственностью возник как противовес классицизму.
Философия искусства Нового времени
- Любовь Баранова
- Философия
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Любовь Баранова
Закончила ГАУГН, философский факультет. Преподаю в колледже уже шесть лет, за это время написала три научные статьи, сейчас работаю над четвертой. Кроме этого работаю детским репетитором и автором студенческих работ на сайте «Диплом777». Очень ценю свою работу за то, что постоянно развивают сама и могу делиться своими знаниями со студентами.