Для реализации феликсологического подхода в образовательной среде необходимо осуществление психолого-педагогического сопровождения каждого ребенка, создание условий для саморазвития детей и педагогов, расширение пространства ценностных ориентаций личности ребенка. По мнению Н.Е. Щурковой и Е.П. Павловой, к наивысшим относятся такие ценности, как «человек, жизнь, общество, природа, добро, истина, красота, труд, познание, общение и некоторые другие, составляющие частное проявление вышеназванных. Восхождение к взрослости есть, таким образом, процесс постепенного, более или менее успешного освоения, принятия ценностей взрослого человека [18].
На сегодняшний момент модель феликсологического воспитания включает в себя 3 элемента:
центральный элемент — это эмоциональное переживание ребенка ценностных отношений в каждый отдельный момент организованной разнообразной деятельности;
связующий элемент — это культивирование интереса к другому человеку и также нравственных взаимоотношений «человек — человек», которые повседневно проявляются и выражаются в самых достойных и уважительных формах.
завершающий элемент — анализ и оценка момента жизни и проживание определенного состояния в данный момент жизни [9].
Дидактическими условиями становления позиции счастливого человека в младшем школьном возрасте в процессе обучения являются:
благоприятная атмосфера в группе как устойчивый эмоционально-психологический настрой (настроение воспитанников, их переживания, отношение друг к другу – оказание помощи в общении, учебной деятельности, создание ситуации успеха; благоприятная атмосфера оказывает положительное влияние на самовоспитание, самоконтроль младших школьников);
выделение из повседневности счастливой сущности и обозначение его как счастья (оптимистическое отношение к жизни);
коррекция негативного и поддержка позитивного (воздействие на самооценку, самоконтроль, рефлексию).
Педагогическая поддержка становления позиции счастливого человека должна быть основана на принципах:
поощрения (одобрение, похвала, выражение доверия и подобные педагогические воздействия, которые рассчитаны на стимулирование положительных эмоций воспитанника);
яркого проявления собственных переживаний счастья;
развития субъектности младших школьников в процессе становлении позиции счастья (предписывает педагогу постоянное инициирование осознания ребенком себя субъектом собственного счастья);
ценностной ориентации (побуждающий выработку младшим школьником своей личной культуры ценностей, т.к. становление позиции счастливого человека обусловлено тем, что младший школьник ценит и к чему стремится);
коррекции негативного за счет возбуждения позитивного (педагогическая поддержка в трудно решаемых ситуациях) [24].
В методике феликсологического воспитания выделяют следующие основные приёмы и методы:
1) «Предъявление мира» — раскрытие ценностной значимости отдельных объектов мира для жизни человека.
2) «Предъявление своего «Я» — умение транслировать свое состояние, владение палитрой вербальных и невербальных средств.
3) «Притчи, предания, легенды» — использование материала притч, преданий, легенд.
4) «Поделись со мною счастьем» — размышление о феномене счастья.
5) «Недописанное суждение» — активизация мысли ребенка и содействование формированию его суждения о счастье.
6) «Свободный разговор» — умение философического размышления о вечных вопросах жизни.
7) «Игровые методики» — проигрывание ситуации проживаемого счастья либо несчастья.
8) «Рисуем счастье» — возбуждение образной картинки в сознании ребенка.
9) «Художественный образ счастья» — анализирование ситуаций счастья и несчастья [25].
Важным в воспитании личности ребёнка, развитии у него умения быть счастливым, является слово учителя. Через беседы с педагогом ребёнку открывается духовный мир познания себя, умение ставить такую цель в жизни, достижение которой не будет противоречить нормам морали.
В воспитательном процессе, построенном на принципах феликсологического воспитания, могут быть использованы все формы воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.
Феликсологическое воспитание: практика современной начальной школы
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.