Таким образом, главная задача эстетического воспитания заключается именно в организации разной художественно-эстетической деятельности школьников, которая направлена на формирование у них способностей правильного понимания и полноценного восприятия прекрасного в жизни и искусстве, на выработку всех эстетических понятий, идеалов и вкусов, а также развитие дарований и творческих задатков в области искусства – на формирование эстетического сознания.
1.2 Цель, задачи и принципы эстетического воспитания
Роль эстетического воспитания детей очень трудно переоценить. Уже даже в древности встречаются не однократно мысли об элементах красоты и эстетики в жизни и деятельности человека.
Главная цель эстетического воспитания – это формирование у детей нравственно-эстетического гуманистического идеала развития личности, умения чувствовать, видеть и понимать красоту. Достижение данной цели обеспечивает художественно-эстетическое развитие школьников, становление образного мышления, подлинно художественного вкуса.
В самую первую очередь, эстетическое воспитание обязательно должно содействовать усвоению учащимися основ научной эстетики. Основные понятия, знания, заложенные именно в школе в процессе учебной деятельности, дальше помогают развивать нравственную и эмоциональную сферу школьника. Одной из важных задач является формирование у детей эстетических идеалов, суждений, вкуса в соответствии с общечеловеческими. Это поможет ученику лучше понимать произведения искусства, правильно их оценивать, тонко чувствовать грань между неискренним или фальшивым произведением искусства и подлинным [21].
Развитие эстетических чувств у ребенка и подростка дает возможность видеть красоту не только лишь в искусстве, но также и в жизни человека, таким образом, позволяет построить жизнь по законам красоты и соответственно окружить себя прекрасным. Эстетическое воспитание, кроме того должно быть направлено именно на развитие природных задатков, потребностей, стремлений к эстетической деятельности.
В основе организации всей системы эстетического воспитания лежит целый ряд принципов. Всеобщность художественного образования и эстетического воспитания является достаточно важным условием формирования социально активной личности уже в детском возрасте, а также её подготовки к труду и духовной жизни. Она обусловлена именно тем, то люди взаимодействуют постоянно с эстетическими явлениями в общении с природой и искусством, в духовной жизни.
Принцип комплексного подхода в воспитании означает взаимодействие разных видов искусства, которое осуществляется в результате очень тесных межпредметных связей.
Взаимосвязь общего и эстетического становления личности обуславливает необходимость принципа единства общего психического и художественного развития детей. На уроках музыки, изобразительного искусства, литературы ученики приводят в движение все свои умственные силы, что обеспечивает интенсивное развитие их мышления, эмоциональной сферы, воображения.
Принцип органичной связи художественно-эстетической деятельности с жизнью означает, что знакомство с искусством ни как не должно происходить в отрыве от самой жизни, носить только теоретический характер, но развивать личность и носить практический характер, позволяя ребенку применить все полученные знания в жизни [24].
Выделяют следующие признаки эстетической воспитанности:
— эстетические идеалы;
— художественно-эстетическое творчество;
— способность эстетического суждения;
— отсутствие или наличие художественного вкуса.
Психологические критерии определяют, как школьники любуются разнообразными художественными произведениями, что испытывают они в данное время, насколько они эмоционально откликаются на проблему, которая затронута в произведении искусства, как они умеют высказывать суждения вкуса [16].
Педагогические критерии помогают у ребенка выявить уровень сформированности эстетического идеала, а также степень развития художественного вкуса. Художественный вкус однозначно проявляется в произведениях искусства, которым отдают наибольшее предпочтение дети, в их оценке явлений жизни и искусства, а также в результатах из разной деятельности. Педагогические критерии рассматривают и обнаруживают уровень художественно-образного воображения и мышления.
Социальные критерии рассматривают широту круга интересов ребенка и степень его потребности уже в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни, что проявляется в комплексе отношений и поведения ребенка.
Подлинная эстетическая воспитанность у детей проявляется в наличии эстетического идеала и подлинного художественного вкуса, органически соединенных с достаточно развитой потребностью к переживанию, любованию, воспроизведению и художественно-эстетическому творчеству.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.