Базой единой системы эстетического воспитания и формирования художественной культуры учащихся общеобразовательных школ должны быть определены виды искусств как учебные предметы, несущие обязательный минимум знаний, дают необходимый уровень духовной культуры и последовательно развивают художественное воображение, мышление и сознание.
Искусство — источник духовного развития и совершенствования личности. Его воздействие на человека неисчерпаемый по своему богатству и универсальностью, ведь оно действует на психическую деятельность, формирует и развивает чувства, волю, потребности, поведение, моральные и эстетические идеалы, творческое мышление, научное мировоззрение. В этом контексте уместно напомнить слова выдающегося педагога В. Сухомлинского: «Искусство – это время и пространство, в котором живет красота человеческого духа. Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке, поднимает себя к прекрасному, переживает наслаждение» [3, 544].
Изобразительное искусство в общеобразовательной школе – это один из немногих предметов, обращен не только к разуму ребенка, но и к его душе. Здесь чувства ребенка, его эмоции играют такую же роль, как логическое мышление на уроках математики, физики. Бесспорно, урок изобразительного искусства тоже требует усвоения определенной совокупности знаний и умений, но специфика его заключается в том, что это происходит только из-за чувства ребенка, его переживания. Искусство – это слияние мыслей и чувств, оно действует на эмоциональную сферу человека и поэтому является мощным средством его духовного воспитания. На каких переживаниях и впечатлениях воспитывается ребенок, такой она и становится: хорошей или злой, корыстной или жертвенной, жестокой или гуманной. Сочувствие, сопереживание – это большой труд души, а душа нужно воспитывать.
В системе воспитания детей школьного возраста большую роль играет музыка. Обогащая их новыми чувствами, мыслями, знаниями пение, музыкальные занятия помогают формировать любовь к Родине, к своему народу, моральные убеждения, эстетические идеалы, художественный вкус, расширять кругозор. Музыкальное воспитание, открывает путь к красоте, совершенству, осуществляется в различных видах деятельности: теоретическое ознакомление с ее языком (музграмота), творческая исполнительская деятельность (пение и игра на музыкальных инструментах), восприятие и оценка, художественно-эстетическое анализ произведений (слушания). Основное место в этой триединой деятельности должен занять, конечно, слушания. Не все могут хорошо исполнить музыкальное произведение, потому что для этого надо иметь врожденные данные (голос, например), и систематически работать над освоением техники пения или игры. Но каждый ученик должен любить музыку, чувствовать ее красоту.
«Дети должны понять саму музыку, чистое, ясное искусство, откровенно говорит человеческому чувству, а не уроки музыки, не обучение пения или игры, а сами песни, саму игру, живую музыку, живой ее голос. К тому же лучшие песни и лучшую музыку… » [1, 209].
Литература – важное средство развития интеллекта учащихся, как и театр, кино, телевидение, эстраду, цирк. Ценность их в том, что, кроме содержательной части, они объединяют в себе элементы многих видов искусств (литературы, музыки, изобразительного искусства, танца). Конечно, эстетическое воспитание не сводится к эстетического образования. Формировать эстетические критерии оценки надо так, чтобы полученные знания становились личным достоянием и могли обеспечить эмоциональное эстетическое отношение к явлениям действительности и искусства [2; 15].
Если учесть сложный характер отношений, составляющих красоту, и тех внутренних духовных процессов, с которыми связано ее отражение, то будет понятно, что общие задачи эстетического воспитания можно успешно решить только на основе изучения индивидуальных особенностей воспитанников, при наличии умения воспитателя анализировать результаты своей работы, видеть достигнутый уровень эстетического развития, правильно организовать всю систему воспитательных воздействий.
Эстетическое воспитание подростков на уроках изобразительного искусства
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.