Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Экспериментальное исследование творческого мышления младших школьников

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Таким образом, творческое мышление — это мышление, связанное с созданием или открытием принципиально нового субъективного знания, с генерацией собственных оригинальных идей. В младшем школьном возрасте особое значение имеет развитие творческого мышления, так как данный возраст отличается от всех предыдущих периодов вступлением в учебную деятельность.
Психологическая сторона учебной деятельности характеризуется как процесс усвоения детьми знаний различного содержания и разнообразной степени сложности, а также самим процессом усвоения способов применения этих знаний.
Процесс усвоения знаний у младших школьников не ограничивается запоминанием каких-либо фактов, а объединен общественным опытом и личным установлением в каждом новом факте субъективного и практического.
Само событие вступления в процесс обучения активизирует мотивационно-потребностную область ребенка, опредмечивая многие потребности, и формирует устойчивые мотивы обучения. Ребенок обогащает собственное творческое мышление благодаря непрерывному возрастанию области умений и навыков.
Он учится использовать по-новому привычные предметы, дополнять их новыми связями.
Учебная деятельность требует от ребенка постоянной активности, так как познание — активный процесс. Умственную активность ребенка необходимо стимулировать извне, поскольку умственные способности ребенка развиваются стремительными темпами: совершенствуется наблюдательность, стимулируется воображение, внимание, память, формируются прочные волевые качества личности. Эти качества и свойства являются основой творческого мышления.
Учебная деятельность подталкивает психические процессы к произвольности, а развитие волевой сферы еще более способствует этому. Следовательно, творческое мышление (в период младшего школьного возраста) обретает внутреннюю связь между процессуальным компонентом и личностнорегулятивной частью. Этому способствует и возрастающая самостоятельность детей.
У младших школьников движение от простого к сложному типу выстраивается по принципу наложения, т.е. чувственное и действенное познание остается актуальным вместе с отвлеченным, и этим пополняется опыт, который необходим при решении творческих задач. Особенность младшего школьного возраста заключается в том, что деление материала на элементы (анализ) дается детям легче, чем синтез, отсюда следует, что творческие аналитические задания выполняются учениками успешнее, чем синтетические.
Немаловажно в этой связи, что творческое мышление детей младшего школьного возраста зачастую развивается по типу дивергентного, т.е. ориентированного на поиск нескольких вариантов. По этой причине у детей данного возраста проявляется предрасположенность к аналитическому подходу, и более выраженная способность при операции сравнения находить различия, а не сходства.
Операция обобщения у них также довольно успешно развивается. Она влечет быстрое развитие способности решать творческие задачи на обобщение сначала чувственного и практически действенного плана, затем на образно-понятийном уровне и на понятийно-образном уровне. Гармоничное сочетание в творческом мышлении младших школьников элементов теоретического и эмпирического мышления закладывает основу способности к обнаружению нетрадиционных причинно-следственных связей.
Творческое мышление со вступлением в эту двусторонность обретает гибкость, практичность и одновременно обобщенность оперирования понятиями. Эмпирическая сторона творческого подхода обеспечивает богатство опыта и, как следствие, конструктивность интуиции.
Младшие школьники, решая мыслительное задание, сопровождают положительным эмоциональным подъемом каждый открытый вариант, после проверки и контроля они снова эмоционально оценивают исход. Особое место в рассуждении о творческом мышлении младших школьников занимает вопрос о соотнесенности творческого развития со становлением сферы интересов.
Эта проблема освещена в работе Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой. Выяснено, что на операциональный компонент творческого мышления и на динамику его дальнейшего развития не влияет сфера предпочитаемых интересов – главное, чтобы у ребенка сохранялся и поддерживался интерес к обучению, к познанию, к мыслительной деятельности как таковой. Сохранение интереса влечет и сохранение активности в мышлении и творчестве, и этому способствуют гармоничное соотношение нового и уже известного в процессе обучения.
Прежде чем осуществлять развитие творческого мышления в процессе обучения, нужно понимать, какие характеристики присущи поведению младших школьников в принципе. Эти особенности позволяет выстраивать и программу обучения, и выбирать методы для работы в зависимости от возраста.
Даже начало и конец первого года обучения существенно отличаются по возможностям применения инструментария, направленного на развитие творческого мышления.
Основным отличием этой возрастной группы от других является то, что все их самостоятельные открытия обладают субъективной новизной. Иными словами, в процессе обучения на уроках, или при выполнении домашних заданий, детей учат следовать примерам, показанным учителем алгоритмам, или его подсказкам.
В результате ребенок считает, что выполнил задание сам, но в реальности основа была подготовлена. Педагоги, которые стремятся построить учебный процесс иначе, показывают возможные направления действий, но просят ребенка выбрать путь самостоятельно. Даже если ученик понимает свою ошибку, гибкость мышления должна позволить ему попробовать другие методы.
Особенности творческого мышления определяют выбор методов и инструментов его развития у младших школьников. Необходимо учитывать, что дети младшего школьного возраста обладают недостаточностью опыта, ограниченным спектром знаний, малыми навыками мыслительной деятельности.
К особенностям развития творческого мышления можно причислить бессознательность, низкую степень контроля со стороны разума, внезапность и высокую степень зависимости от ситуации, тесную взаимосвязь с другими видами мышления. Педагог, стремящийся развить у младших школьников творческое начало, для достижения хороших результатов должен учитывать индивидуальные характеристики детей, возрастные особенности развития, психологические черты учеников, эмоциональные особенности класса, уровень развития общих способностей.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.