Путеводитель, рассказывающий о памятниках искусства и демонстрирующий их, должен озарить слушателей соприкосновением с философской преемственностью мира и ощущением его проникновения во все сущее. Затем экскурсанты превратятся в самих мыслителей, в первооткрывателей, осознающих свою причастность к динамическому единству мира, в органику природы и потока истории. Экскурсии могут помочь в становлении современного образа мышления, заключающегося в умении одновременно видеть и рассматривать духовные, психологические, нравственные, экологические и экономические аспекты.
Таким образом, правильное решение проблем, связанных с методами актуализации научной информации в художественных экскурсиях, имеет не только большое познавательное, но и большое методологическое значение. Это как бы Фокус, где собираются такие ключевые вопросы и категории для экскурсионного и художественного исследования, как объективное и субъективное, эмоциональное и интеллектуальное, реальность и воображение.
Таким образом, методы актуализации научного материала в структуре экскурсионно-художественной программы, их ключевые компоненты и механизмы взаимодействия с эстетическим, социокультурным и идеологическим контекстом являются необходимыми условиями не только для изучения истории памятников культуры и художественных произведений, но и для решения практических задач эффективного применения его в экскурсионном процессе в целом. Интеграция науки и искусства провоцируется упорной живой необходимостью создания единой и