Метод проектов является совокупностью дидактических приемов и способов достижения социально-значимых целей, посредством детальной разработки проблемы всех участников как субъектов деятельности в определенной последовательности для достижения решения цели и оформления в виде некоего конечного продукта — практического результата.
Об актуальности использования метода проектов свидетельствует тот факт, что в научно-педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемного и развивающего обучения, кооперативной педагогики, личностно-ориентированных и деятельностных подходов. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес в различных областях знаний и формирует навыки сотрудничества [16].
Проект — это цель, которая имеет прагматическую направленность на результат, актуальную для участников с новизной в своем решении, которая включает пошаговые практические действия и получение эффективного продукта в течение определенного времени.
Проектная деятельность представляет собой особый вид интеллектуально-творческой деятельности; совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности; способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, и которая осуществляется всеми её субъектами.
Особенностью проектной деятельности в системе дошкольного образования является то, что ребенок все еще не может самостоятельно находить противоречия в окружающей среде, формулировать проблему, определять цель (замысел). Поэтому в образовательном процессе дошкольной образовательной организации проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором участвуют дети и учителя, а также родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, ощущая причастность и удовлетворение от своих успехов и успехов ребенка [10].
Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных особенностей детей: в младших группах они следят за деятельностью учителя и родителей, в среднем дети начинают участвовать в проекте, в более старшем возрасте они становятся независимыми и являются полноправными участниками проекта [14, с.32].
Проектная деятельность, основанная на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге должна способствовать развитию индивидуальной творческой активности учителей в разработке стратегий, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию учащихся, обеспечивать качественные результаты педагогической деятельности [5].
Проектная деятельность является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества конкретной группы детей, педагогов и родителей. Она актуальна и очень эффективна потому, что даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ребёнку успешно в будущем адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения [24,с.161].
Работа над экологическими проектами имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Благодаря объединению различных областей знаний формируется целостное видение картины мира. Коллективный труд детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Е. В. Гончарова говорит,что использование проектной деятельности в системе экологического воспитания дошкольников является наиболее эффективным благодаря «… сочетанию интересов всех субъектов педагогического процесса» [15,с.27].
Экологический проект — это проект, направленный на решение определенных проблем с акцентом на экологию в процессе исследований. Масштаб задач может быть разным, он определяется сроками реализации проекта, возрастом и, соответственно, возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольных образовательных организаций [15, с.37].
В работе со средними дошкольниками выделяют следующие этапы для реализации проектной деятельности:
I.Подготовительный — целеполагание: постановка цели и задач, определение методов исследования, подготовительная работа с педагогами и дошкольниками, выбор и подготовка оборудования и материалов. Не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
2.Собственно исследовательский — деятельностный этап: поиск ответов на поставленные вопросы.
3.Заключительный — обобщение результатов работы, их анализ, формулировка выводов и, по возможное составление рекомендаций [15,с.39].
Проектная деятельность позволяет формировать умение разрешать проблемы; учит целеполаганию и планированию содержательной деятельности; элементам самоанализа; представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентаций в различных формах с использованием специально подготовленного продукта проектирования (макетов, плакатов моделей, театрализации, сценических представлений); практическому применению знаний в различных (в том числе и не стандартных) ситуациях.
Таким образом, проектная деятельность в области экологического воспитания представляет собой способ организации процесса экологического образования, основанный на взаимодействии учителя, учеников, родителей с окружающей средой, для достижения экологической цели, которая имеет определенную структуру и включает в себя: создание мотивации проектной деятельность; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе реализации, обсуждение результатов, систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проекта. Уровень участия детей в проектной деятельности зависит от возрастных характеристик детей; В среднем дети дошкольного возраста начинают активно участвовать в разработке и реализации проектов.
Экологическое образование детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.