В результате с каждым годом увеличивается количество школьников, которые не хотят учиться. Исчезает интерес к самой познавательной деятельности. Предлагаемые в рамках традиционной педагогики пути разрешения кризиса современной школы (разгрузка программ, совершенствование методических систем, развитие интереса к предметам, селекция детей) оказываются малорезультативными, либо опасными по социокультурным последствиям.
Таким образом, мы можем сказать вполне определенно, на какие стороны и свойства личности мы должны ориентироваться при разработке адекватной для этой личности системы обучения. Чтобы обучение можно было считать личностно-ориентированным, и по нашему убеждению, наиболее эффективным, оно должно ориентироваться на:
— уровень обученности в данной области знания, уровень общего развития, культуры;
— особенности психического развития личности (особенности памяти, мышления, восприятия, умение управлять и регулировать свою эмоциональную сферу, пр.);
— особенности характера, темперамента [28, c. 334].
Следовательно, обучение должно быть, по сути, разноуровневым. Как это понимать? Что понимается в дидактике под разноуровневым обучением? Как следует дифференцировать обучение, чтобы учесть основные свойства личности и сделать обучение личностно-ориентированным?
В дидактике обучение принято считать разноуровневым, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся.
Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно они предполагают раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Основная цель технологии разноуровневого обучения – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным [9].
Разноуровневость – это организация и подбор специальных условий для обучения учащихся с целью эффективного развития их индивидуальных и личностных качеств. Обучение принято считать разноуровневым, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся, т. е. основные свойства личности обучаемого [29].
Разноуровневое обучение — это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности общие и специальные, уровень развития, интересы, психофизиологические свойства нервной системы и т.д.), характеризуется созданием групп учащихся, в которых содержание образования, методы обучения, организационные формы различаются.
Виды разноуровневого обучения определяются, исходя из тех признаков (оснований), который лежат в основе разделения учащихся на группы. Традиционные виды разноуровневого обучения – это уровневое обучениепо общим и специальным способностям, по интересам, проектируемой профессии.
Разноуровневое обучение подразделяют на вертикальное и горизонтальное. Под вертикальным мы понимаем нахождение оптимального сочетания педагогических парадигм на каждом возрастном этапе обучения и развития детей. Под горизонтальным мы понимаем построение всего учебно-воспитательного процесса при максимально возможном учете индивидуальных психофизических особенностей детей, их способностях и склонностях [2, c. 95; 30].
Таким образом, если вертикальное разноуровневое обучение, определяющее конфигурацию педагогических парадигм, ориентируется преимущественно на возрастные нормы, то горизонтальная учитывает индивидуальные личностные особенности детей в широком диапазоне: от эмоционально — волевой сферы личности до когнитивной.
Выделяются два типа горизонтального разноуровневого обучения: разноуровневость внешняя и внутренняя (внутриклассная).
Под внутренней понимается такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности школьников учитываются на уроке в своём классе. Такое понятие разноуровневого обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения. Внутреннее разноуровневое обучение учитывает индивидуально-типологические особенности детей в процессе обучения их в стабильной группе (классе), созданной по случайным признакам. Разделение на группы может быть явным или неявным, состав групп меняется в зависимости от поставленной учебной задачи.
При внутреннем разноуровневом обучении личностно-ориентированное обучение достигается в основном за счет педагогических технологий, а при внешнем разноуровневом обучении ученики объединяются в учебные группы по некоторым индивидуальным признакам. Эти признаки определяются видами дифференциации. Это дифференциация по способностям, по проектируемой профессии, по интересам [10, c. 886].
Разноуровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневое обуение позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей; Чтобы технология уровневого обучения была эффективной, необходимо ориентироваться на особенности субъектного опыта школьников: особенности личностно-смысловой сферы; особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др); уровень обученности в рамках определенного предмета (сформированные у школьников знания, способы деятельности).
Две курсовые работы
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.