Дополнительное образование как фактор формирования самооценки младших школьников - курсовая работа готовая
Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Дополнительное образование как фактор формирования самооценки младших школьников

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

В современной психологии, как зарубежной, так и отечественной, популярно используется еще один термин, именуемый Я-концепция. Данное понятие стало известным после выхода в свет работ английского психолога и педагога Р. Бернса в 1986 году. Он дал следующее определение данному феномену: «Я-концепция – это совокупность всех представлений индивида о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя» [5, с. 55]. Таким образом, можно сказать, что самооценка является аффективным компонентом Я-концепции и отражает отношение человека к себе и своим качествам.
По мнению Р. Бернса, высокая самооценка способствует позитивному отношению человека ко всему, что его окружает. Самооценку формирует сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть образа, каким я хотел бы быть. Именно высокая степень близости этих образов при сопоставлении дает высокую самооценку человека. Если же между данными образами есть большой разрыв, то это неминуемо приведет к низкой самооценке. Таким образом, психолог выделил две разновидности Я-концепции – позитивную и негативную. Также Р. Бернс обратил внимание на то, что объектом Я-концепции является сам ее носитель, поэтому все чувства и переживания, связанные с образом Я, являются очень сильными и стойкими. Поэтому значение Я-концепции в жизни человека заключается еще и в организации внутренней гармонии личности [12].
Если же отойти от интерпретации Я-концепции Р. Бернса, то в словаре слово «концепция» означает «понимание», следовательно, Я-концепция – это и есть самопонимание [26].
По мнению Р. Уайли (1974 г.), самооценка основывается на сопоставлении своих достижений с чужими достижениями, то есть на социальном сравнении. Самопринятие же – это жизненная установка отношения к себе, которая формируется на протяжении всей жизни. Причем оба этих понятия не являются тождественными, и независимы друг от друга. Например, человек может любить себя независимо от его низкой самооценки. Точно так же человек с высокой самооценкой может испытывать к себе неприятие [13].
Также в контексте проблемы самооценки, рассматривается такой феномен, как самопрезентация. Существует множество трактовок данного понятия. Например, В.М. Шепель и Ю.С. Крижанская рассматривали самопрезентацию как самоподачу. Е.А. Петрова и Е.Б. Перелыгина как способ предъявления имиджа, Е.Л. Доценко, как манипуляцию, аИ.А. Журавлева и ее коллеги рассматривают это понятие, как личностное явление, которое проявляется во взаимодействии с социумом. Причем становление феномена самопрезентации происходит одновременно с зарождением личности человека. То есть в период дошкольного детства.
К тому же авторы утверждают, что самопрезентация проявляется чаще всего в ситуации фрустрации и неопределенности, когда человек испытывает затруднения в достижении своей цели. Тогда начинает проявляться тот тип реакции, какой желателен в данной конкретной ситуации [2].
Исходя из вышеизложенных фактов, понятия самооценки, образа Я, самоотношения, самопринятия и самопрезентации не стоит смешивать, так как это близкие по значению термины, однако они относятся к разным элементам самосознания [5].
Так же не стоит делать синонимами «положительную Я-концепцию» и «высокую самооценку». Следует понимать, что самооценка – это только элемент Я-концепции, следовательно, эти понятия не тождественны. Несомненно, положительная Я-концепция является условием субъективного благополучия и психологического здоровья личности. При этом,Я-концепция – это системное образование, где каждый элемент вносит свой вклад в общее свойство системы [21].
Так в исследовании А.М. Прихожан в 2007 году было обнаружено, что Я-концепция в подростковом возрасте существенно влияет на уровень тревожности [8].
В гуманистической психологии К. Роджерса Я-концепция тесно связана еще с одним понятием – самовосприятие. Это процесс ориентировки человека в своем внутреннем мире на основе самопознания и социального сравнения. Таким образом, согласно этому учению, Я-концепция в дошкольном возрасте формируется на основе информации, получаемой из двух источников – внутреннего (самовосприятие) и внешнего (социальные контакты). Так известный психолог Д. Бем выделил этапы формированияЯ-концепции, начиная с раннего детства:
С младенчества до двух лет: выделение себя из окружающего мира на телесном уровне и установление собственных границ, когда ребенок осознает отдельность своего тела от внешнего предметного мира.
Дошкольное детство: формирование отношения к себе как к «хорошему» или «плохому», исходя из того, как к нему относятся близкие люди. Большое значение имеет характер детско-родительских отношений. Так формируется базовая Я-концепция.
Таким образом, в дошкольном и младшем школьном детстве огромное значение имеет формирование именно позитивного самовосприятия, что является в дальнейшем основой для формирования идентичности, положительного «Я-образа» и Я-концепции, которые обеспечивают ребенку нормальное психическое функционирование и защиту от различных психических расстройств [14].

Данная работа не уникальна. Ее можно использовать, как базу для подготовки к вашему проекту.

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜