М.И. Ануфриева и И.Н. Хазеева подчёркивают, что в младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие различных психических функций, в том числе и высших, связанных с познавательной деятельностью, а также с нравственными чувствами. Авторы также отмечают значительную роль расширения сферы общения ребёнка с переходом к школьному обучению. М.И. Ануфриевой и И.Н. Хазеевой также были выделены такие психолого-педагогические особенности развития младших школьников как сенсорное развитие (совершенствование ощущений, восприятий и наглядных представлений), переход воображения от творческого, произвольного к более реалистичному, переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению, дифференцирование воспринимаемой информации, развитие речи (увеличение словарного запаса, расширение понятийного аппарата, развитие навыка говорения вслух, умение слушать другого) [3].
Авторы обращают особое внимание на особенности учебной мотивации у младших школьников. В начале обучения большое влияние на стимулирование мотивации оказывает похвала учителя, к концу начального этапа обучения большую роль в развитии мотивации играет мнение коллектива. Также на учебную мотивацию положительно влияют повышение самооценки обучающихся (младшие школьники хотят получить одобрение или похвалу от учителя, хорошие отметки); мотивы лидерства (стремление быть первым, быть лучшим в классе).
В период младшего школьного возраста, как отмечает Г.А. Полищук, происходят изменения в структуре творческой личности ребёнка: выделяются внутренние и приобретённые предпосылки творчества, такие как, «дополнительная мотивация, характерологические особенности, творческие умения и др.». Ребёнок готов осмыслить свои возможности, а также к нему приходит осознание, что он интересен другим своими знаниями и умениями. Творчество ребёнка в том возрасте представляет собой не только результат, но и мотивы, отношения, переживания и другие формы проявления личностных качеств [24].
Вовлекаясь в творческую деятельность, младшие школьники развивают такие необходимые качества как воображение, память, способность к созданию нестандартных изделий и генерированию нестандартных идей. Кроме того, занятия творческой деятельностью помогают решить даже коррекционные задачи. В ходе выполнения творческих заданий у младших школьников формируется пространственное воображение и мышление, корректируется бинокулярное зрение, совершенствуется зрительно-моторная координация.
Дети приходят в начальную школу с абсолютно разным уровнем подготовленности, с весьма разным уровнем знаний, и совершенно разным желанием учиться и познавать новое. Задатки и способность к творчеству и творческому развитию, естественно, так же различны. Основная задача педагога- выявить уровень творческого развития и творческого потенциала каждого школьника, суметь направить его творческие способности в нужном направлении. [18]
Успешное развитие творческих способностей младших школьников возможно только при создании определенной эмоциональной, гигиенической среды, которая будет благоприятна для их формирования.
Проявляется творчество ребенка с самого раннего возраста, и работа педагогов и родителей определяет темпы творческого развития ребенка. Реализация творческих способностей делает жизнь ребенка богаче и содержательнее. Становление творческой индивидуальности в младшем школьном возрасте является одним из самых важных условий для дальнейшего полноценного развития творческой личности. [27] Человек с устойчивым, постоянным и, главное, осознанным интересом к творчеству, способный с большей эффективностью реализовать свои творческие возможности, приспосабливаться к изменяющимся условиям и требованиям жизни — вот конечная цель творческого развития личности. Таким людям проще создать свой индивидуальный стиль деятельности, они гораздо более способны к самосовершенствованию, самообразованию, саморазвитию [23].
Таким образом, мы можем заключить, что младшие школьники имеют свои психолого-педагогические особенности развития, среди которых утрата детской непосредственности, начало процесса дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка, появление учебной деятельности как ведущего вида деятельности, значительные изменения в познавательной сфере (произвольный характер памяти, внимания, абстрактный и обобщенный характер мышления). В этом возрасте очень важно развивать творческие способности детей, чему будет способствовать как обучение в школе, так и дополнительное образование.
Дополнительное образование детей как средство их творческого развития
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.