Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Дизартрия у детей старшего дошкольного возраста

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм литературного произношения. Как правило, отмечает И.Н. Горелов, ребенок имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой. Ребенок-дошкольник воспринимает, и воспроизводит лишь одну форму речи – устную, при этом его произношение всегда сравнивается с произношением взрослых [12, 116].
К моменту поступления в школу у ребенка, как правило, сформировано звукопроизношение и просодика, хорошо развиты все стороны речи, что дает ему возможность успешно овладевать программным материалом в школе. 
Проблема развития речи детей является одной из наиболее значимых проблем в педагогике, поскольку речь занимает особое положение в иерархии психических и эмоционально-волевых процессов. Важным аспектом данной проблемы является просодическая организация речевого потока.
Любое высказывание может быть оформлено, как единое целое. Оформить высказывание помогают   средства просодики – интонация, тембр, мелодика, пауза, ударение, ритм, речевое дыхание, темп и др. Многообразие просодических компонентов определяет выразительность речи, её эмоциональность и влияет на эффективность коммуникации. [4, 180]. 
Целесообразно рассмотреть развитие просодических компонентов в онтогенезе речи. По результатам исследования отечественных учёных-лингвистов (Н.С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева), становление интонационной системы языка является одним из аспектов  овладения его звуковой  стороной.
В современных работах по  онтолингвистике существуют различные точки  зрения на проблему усвоения интонации ребёнком при  нормально протекающем речевом развитии. Исследователи доречевой и начала речевой стадий развития ребёнка Г. В. Тонкова-Ямпольская, Е. Н. Винарская и другие утверждают, что интонационные модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интонационной системы происходит в  возрасте около года. [27, 320]. 
Просодические проявления можно отметить уже у детей в младенческий период. По мнению Н.А. Авдеевой, просодика является наивысшим уровнем развития языка. Усвоение компонентов интонационной системы не происходит одновременно. Первым формируется мелодический компонент. В возрасте около четырёх лет у детей формируется тип мелодического оформления, сходный с таковым у взрослых. В возрасте от 3 до 4 лет в высказываниях детей появляются слова с выделительным ударением. Мелодический рисунок детских  вопросительных высказываний в возрасте трёх-четырёх лет также приближается к «взрослым» моделям. [1, 12]. 
Таким образом, усвоение ребёнком звуковой стороны слова можно условно разделить на такие этапы, как [1, 12]:
вслушивание в звучание слова;
различение и правильное произношение звуков;
самостоятельное вычленение звуков из слова;
анализ звуковой и слоговой структуры;
активные действия со словами.
Для дошкольника речь взрослого является образцом, поэтому взрослые должны следить за своей речью, говорить чётко и правильно при общении с детьми.
По мнению Е.И. Исениной произносительная сторона речи ребёнка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, чётко и внятно произносит фразы, говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шёпотом, умеет изменять темп речи с учётом содержания высказывания, чётко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности. [13, 78]
Старший дошкольник имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа слов, умеет выделять звуки в словах, подбирать слова на определённые звуки, требующие тонкой дифференцировки, устанавливать последовательность звуков в словах, делить слова на слоги, предложения на слова и т.д., что имеет исключительно большое значение в дальнейшем для усвоения грамоты в школе. Однако, его речь не совершенна как в фонетическом, так и в лексико-грамматическом оформлении, она не всегда бывает интересной, содержательной. [6, 92]. 

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.