Начало разработки теории и технологий словарной работы было положено Е.И. Тихеевой, которая выделила основные направления словарной работы, средства, формы и методы ее осуществления. Наработки Е.И. Тихеевой не только послужили основой для дальнейшего развития методики словарной работы, но и до сих пор используются в практике ДОУ.
Тем не менее, последующие исследователи дополнили и обогатили теоретические основы и методические рекомендации процесса развития словаря дошкольников: уточнили задачи словарной работы, дополнили систему ее методов. Содержащиеся в хрестоматии работы показывают основные вехи и направления в развитии методики словарной работы. Работы, включенные в хрестоматию, представляют также различные подходы к словарной работе.
Первый подход, характерный для большинства авторов, заключается в том, что в словарной работе выделено два направления, соответствующие ее задачам: 1) введение новых слов в словарь детей и 2) закрепление и активизация словаря. Методы словарной работы группируются не только по этим направлениям, но и по способам ознакомления детей с действительностью (непосредственный, опосредованный). Данная система предполагает одновременную работу над словами, обозначающими названия предметов и их особенности. Данная система традиционна. Этот подход отражен в программах «Радуга», «Истоки», «От рождения до школы».
Е.И. Тихеева главной задачей обучения родному языку в детском саду считала накопление содержания речи в тесной взаимосвязи с ее формами. «Прежде всего, и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и точного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
Решение этой задачи возможно при овладении детьми лексикой родного языка. Именно смысловая сторона слова, по мнению Л.С. Выготского, оказывается решающим фактором в развитии мышления речи.
Усвоение социально закрепленного смысла слов происходит одновременно с познанием окружающего мира. В связи с этим содержание словарной работы с детьми определяется на основе программ ознакомления с окружающей жизнью.
Анализ педагогической практики свидетельствует о затруднениях воспитателей в точном определении содержания словарной работы, поскольку в программах ДОО намечаются лишь основные направления усложнения знаний детей от группы к группе.
Отсутствие примерного словаря, подлежащего усвоению детьми, приводит к эпизодичности и стихийности в планировании и проведении словарной работы. Учитывая потребности практики, исследователи предприняли попытку создания словарей-минимумов для детей разных возрастных групп.
дидактические игры и упражнения как средство развития словаря детей
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.