В играх-путешествиях всегда присутствует своеобразная романтика. Именно поэтому у детей возникает неподдельный интерес к игре, и они активно участвуют в развитии ее сюжета. Благодаря этому элементу обогащаются игровые действия, дети стремятся узнать правила игры и увидеть результат, узнать и постичь что-то новое.
Важное место отведено роли педагога в этой игре, для этого необходимы знания, готовность отвечать на вопросы детей, играть с ними, завуалировано проводить обучающий процесс.
Название игры-путешествия должно содержать в себе некие слова, заочно вызывающие интерес детей, желание участвовать в активной игровой деятельности. Игра-путешествие обычно использует различные способы передачи познавательного содержания в процессе непосредственной игровой деятельности: ставит задачу, поясняет способ ее решения, иногда прорабатываются маршруты путешествия, задачи решаются поэтапно, дети испытывают радость от их решений. Игра-путешествие может включать в себя песни, загадки, призы и т.д.
Отдельной группой дидактических игр можно выделить одни из древнейших игр, игры-загадки. Загадки изначально создавал сам народ, они были составляющей обрядов, ритуалов, праздников. С помощью них проверяли знания и находчивость людей. В этом и состоит главная педагогическая основа и распространенность загадок как дидактического материала в логопедической работе с детьми.
Сегодня процесс отгадывания и загадывания загадок рассматривается как отдельный вид обучающей игры.
Узнаваемый признак загадки состоит в замысловатом описании, которое требуется расшифровать, то есть найти отгадку. Чаще всего данное описание предельно лаконично и содержит в себе вопрос. Главная особенность загадки – это логическая задача, которая может быть построена различными способами, но их объединяет принцип активизации умственной деятельности ребенка.
Обычно дети с удовольствием отгадывают загадки, это приносит радость умственного труда. Загадки способствуют развитию умений анализировать, обобщать, делать выводы, рассуждать.
Для развития словаря детей можно использовать следующие игры-загадки:
1. «Отгадай загадку и опиши».
Педагог читает загадку:
Запорошила дорожки, разукрасила окошки,
Радость детям подарила и на санках прокатила (зима)
— Про какое время года эта загадка? Ребята, а какая она, зима?
Дети: холодная, морозная, снежная, красивая, пушистая, хрустальная и др.
«Долго времени не думай, предложение придумай». «Составь предложение по картинке».
(Дети составляют предложения по сюжетной картинке о зиме).
2. «Отгадай загадку и сделай звуковой анализ слова».
Педагог читает загадку:
Дед Мороз на Новый год детям ёлку принесёт.
И на ней словно пожар полыхает красный….шар.
— Возьмите картинку с отгадкой. (Карточка с изображением ёлочного шара для звукового анализа).
— Давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (один ребёнок выполняет задание у мольберта).
Игра-беседа содержит своей основой процесс общения воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей между собой. В этом общении гармонично сочетаются игровое обучение и игровая деятельность детей. Во время игры-беседы педагог зачастую говорит не от своего имени, а от лица героя или персонажа, близкого детям. Это способствует сохранению игрового общения, а также усилению радости от этого процесса и вызывает желание повторить игру. Опасностью с педагогической точки зрения может быть то, что сложно не превратить некоторые элементы игры в прямое обучение.
Приемы воспитательно-обучающего значения заключены в самом содержании сюжета, это в первую очередь тема игры, возбуждение интереса к каким-либо вопросам изучения, который отражен в игре. Познавательный элемент в этой игре раскрывается в процессе узнавания ребенком чего-то нового, какого-то открытия, а не лежит «на поверхности».
Игра-беседа активирует эмоционально-мыслительные процессы: единство слова, действия, мысли и воображения у ребенка, и в этом состоит ее главная ценность. Такие игры развивают умения слушать и понимать педагога, осознавать суть заданных вопросов, помогают развить способность формулировать ответы, высказывать собственное мнение, дополнять ответы других детей.
Для развития словаря детей можно использовать такой вариант игры-беседы: «Беседа о зиме».
Педагог:
— В начале занятия я прочитаю вам рассказ о зиме.
— Что нового вы узнали из рассказа?
— Молодцы. А вот и сама зимушка-зима пришла к нам в гости.
— Посмотрите вот какая она красивая. Что вы видите на картинке?
— А что вы можете сказать мне о лесе? (таинственный, неподвижный, спящий, заколдованный, сказочный, снежный).
— Чтобы порадовать зимушку, я предлагаю поиграть с ней. Хотите? Тогда вот вам первая игра. Называется «Зимние слова». У меня на этом столе лежат карточки со словами. Среди них есть слова о зиме. Вам нужно прочитать все слова, выбрать те, которые относятся к слову «зима» и выложить их на стол, который находится слева от меня. Молодцы, я вижу, вы справились с заданием. Теперь давайте прочитаем их.
— А теперь я дам вам ещё одно задание. Как вы знаете, зима бывает разная. Сейчас вы должны на стол, который находится справа от меня выложить слова, которые расскажут нам, какая она наша русская зима. Карточки лежат вот здесь. Читайте и выбирайте нужные. Молодцы. Давайте почитаем их.
— На одной из карточек есть слово «весёлая». Расскажите мне, почему зима весёлая (потому что можно кататься на санках, можно лепить снеговика, бросать друг в друга снежками и т.д.).
— Конечно, игры со снегом доставляют нам удовольствие и вызывают нас веселье.
— Давайте порадуем нашу зимушку ещё одной игрой. Вот здесь вы видите зимнее дерево. Подойдите поближе. Посмотрите, оно стоит голое и скучное. Зима просит украсить его снежинками, но не простыми снежинками, а теми, на которых написаны слова, родственные слову «снег». Хорошо, молодцы!
— Ваня, прочитай слова, которыми вы украсили дерево. Сегодня я хочу сообщить вам, что родственные слова по-другому называются однокоренными. Видите, у нашего дерева один корень и от него отходит много слов, родственных слову «снег».
Из вышесказанного следует, что перечисленные дидактические игры способствуют активизации поиска оптимального решения задачи у детей в процессе педагогической работы с ними. Результат любой дидактической игры должен быть направлен на получение удовольствия детьми, гордость ими за свои достижения и открытия.
Конечно, перечисленные типы игр не могут исчерпать все многообразие игровых методик, но в практике педагогической работы обычно используются указанные типы игр либо в классической интерпретации, либо сочетаясь с другими типами игр, например, подвижными или сюжетно-ролевыми.
Примеры дидактических игр для развития словаря дошкольников представлены в Приложении.
Классификация и особенности лексических упражнений
Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.