Звуковая сторона речи может быть охарактеризована фонетической неопределенностью. Отмечается фонетически нестойкое оформление речи. Произношение звуков носит диффузный характер, который обусловлен низкими возможностями и неустойчивой артикуляцией их слухового распознавания. Фонематическое развитие находится только на начальном уровне.
Отличительной чертой развития речи детей с ОНР II уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Второй уровень речевого развития в основном характеризуется речевой активностью ребенка. Общение осуществляется именно посредством использования постоянного, хотя ещё и ограниченного и искаженного, запаса общеупотребительных слов.
Наблюдаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: употребление существительного в именительном падеже, а глагола в инфинитиве или же в форме 3-го лица множественного и единственного числа настоящего времени; смешение падежных форм; ошибки в употреблении рода и числа глаголов, при изменении существительного по числам; отсутствие согласования существительного с прилагательным, существительного с числительным [1].
Понимание обращенной речи на 2 уровне ОНР значительно развивается за счет различения ряда грамматических форм. Дети могут быть ориентированы на морфологические элементы, которые для них приобретают смыслоразличительное значение. Понимание значения предлогов может происходить только в хорошо знакомой ситуации. В большей степени усвоение грамматических закономерностей относится к тем словам, которые равно вошли в активную речь ребенка.
Фонетическая сторона речи может быть охарактеризована наличием многочисленных смешений звуков, замен и искажений. Нарушено произношение твердых и мягких звуков, свистящих, шипящих, аффрикат, глухих и звонких [6].
Третий уровень развития речи характеризуется наличием у ребенка развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [8].
Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков близкой фонетической или данной группы; замены группы звуков по артикуляции более простыми.
На фоне относительно развернутой речи замечается неточное употребление многочисленных лексических значений. В активном словаре преобладают глаголы и существительные. Недостаточно слов, обозначающих состояния предметов, качества, признаки и действия. Неумение использовать способы словообразования создает некоторые трудности в использовании вариантов слов, ребенку не всегда удается подобрать однокоренные слова, образовать новые слова при помощи приставок и суффиксов.
У детей отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании существительных с числительными, существительных с прилагательными в падеже, числе и роде. Огромное количество ошибок наблюдается в использовании как сложных, так и простых предлогов [12].
Понимание обращенной речи развивается и значительно приближается к норме. Наблюдается недостаточное понимание изменения значения слов, выражаемых суффиксами, приставками; отмечаются трудности в различении морфологических элементов, которые выражают значение рода и числа, понимание лексико-грамматических структур, которые выражают причинно-следственные, пространственные и временные отношения.
Пробелы в развитии лексики, фонетики и грамматического строя у детей с ОНР проявляются более отчетливо в процессе обучения в школе, создавая все большие трудности в овладении письмом, а так же в овладении учебным материалом и чтением [11].
Многолетнее изучение речи детей 6-7 лет позволило установить, что может быть выделена еще одна категория детей, которая находится за пределами описанных выше уровней и может определяться как четвертый уровень речевого развития – ОНР IV уровня — не резко выраженное недоразвитие речи.
У этих детей наблюдаются незначительные нарушения в каждом из компонентов языка. Они чаще проявляются в процессе детального обследования во время выполнения подобранных специально заданий.
На первый взгляд, такие дети производят довольно благополучное впечатление, у них нет яркого нарушения звукопроизношения. Но, как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков.
Подход, выдвинутый Р. Е. Левиной и другими учеными, таким образом, позволил отойти от описания только отдельных проявлений речевой недостаточности и представить общую картину аномального развития ребенка по целому ряду параметров, которые отражают состояние коммуникативных процессов и языковых средств. На основании структурно-динамического поэтапного изучения аномального речевого развития также раскрыты специфические закономерности, которые определяются переход от низкого уровня речевого развития к более высокому [18].
Дидактическая игра в развитии граматического строя речи в работе с детьми с ОНР
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.