Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Дидактическая игра в развитии граматического строя речи в работе с детьми с ОНР

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Звуковая сторона речи может быть охарактеризована фонетической неопределенностью. Отмечается фонетически нестойкое оформление речи. Произношение звуков носит диффузный характер, который обусловлен низкими возможностями и неустойчивой артикуляцией их слухового распознавания. Фонематическое развитие находится только на начальном уровне.
Отличительной чертой развития речи детей с ОНР II уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Второй уровень речевого развития в основном характеризуется речевой активностью ребенка. Общение осуществляется именно посредством использования постоянного, хотя ещё и ограниченного и искаженного, запаса общеупотребительных слов.
Наблюдаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций: употребление существительного в именительном падеже, а глагола в инфинитиве или же в форме 3-го лица множественного и единственного числа настоящего времени; смешение падежных форм; ошибки в употреблении рода и числа глаголов, при изменении существительного по числам; отсутствие согласования существительного с прилагательным, существительного с числительным [1].
Понимание обращенной речи на 2 уровне ОНР значительно развивается за счет различения ряда грамматических форм. Дети могут быть ориентированы на морфологические элементы, которые для них приобретают смыслоразличительное значение. Понимание значения предлогов может происходить только в хорошо знакомой ситуации. В большей степени усвоение грамматических закономерностей относится к тем словам, которые равно вошли в активную речь ребенка.
Фонетическая сторона речи может быть охарактеризована наличием многочисленных смешений звуков, замен и искажений. Нарушено произношение твердых и мягких звуков, свистящих, шипящих, аффрикат, глухих и звонких [6].
Третий уровень развития речи характеризуется наличием у ребенка развернутой фразовой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития [8].
Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков близкой фонетической или данной группы; замены группы звуков по артикуляции более простыми.
На фоне относительно развернутой речи замечается неточное употребление многочисленных лексических значений. В активном словаре преобладают глаголы и существительные. Недостаточно слов, обозначающих состояния предметов, качества, признаки и действия. Неумение использовать способы словообразования создает некоторые трудности в использовании вариантов слов, ребенку не всегда удается подобрать однокоренные слова, образовать новые слова при помощи приставок и суффиксов.
У детей отмечается аграмматизм: ошибки в согласовании существительных с числительными, существительных с прилагательными в падеже, числе и роде. Огромное количество ошибок наблюдается в использовании как сложных, так и простых предлогов [12].
Понимание обращенной речи развивается и значительно приближается к норме. Наблюдается недостаточное понимание изменения значения слов, выражаемых суффиксами, приставками; отмечаются трудности в различении морфологических элементов, которые выражают значение рода и числа, понимание лексико-грамматических структур, которые выражают причинно-следственные, пространственные и временные отношения.
Пробелы в развитии лексики, фонетики и грамматического строя у детей с ОНР проявляются более отчетливо в процессе обучения в школе, создавая все большие трудности в овладении письмом, а так же в овладении учебным материалом и чтением [11].
Многолетнее изучение речи детей 6-7 лет позволило установить, что может быть выделена еще одна категория детей, которая находится за пределами описанных выше уровней и может определяться как четвертый уровень речевого развития – ОНР IV уровня — не резко выраженное недоразвитие речи.
У этих детей наблюдаются незначительные нарушения в каждом из компонентов языка. Они чаще проявляются в процессе детального обследования во время выполнения подобранных специально заданий.
На первый взгляд, такие дети производят довольно благополучное впечатление, у них нет яркого нарушения звукопроизношения. Но, как правило, имеет место лишь недостаточная дифференциация звуков.
Подход, выдвинутый Р. Е. Левиной и другими учеными, таким образом, позволил отойти от описания только отдельных проявлений речевой недостаточности и представить общую картину аномального развития ребенка по целому ряду параметров, которые отражают состояние коммуникативных процессов и языковых средств. На основании структурно-динамического поэтапного изучения аномального речевого развития также раскрыты специфические закономерности, которые определяются переход от низкого уровня речевого развития к более высокому [18].

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.