Н.К. Крупская, изучая психологические особенности детей, отмечала, что игра является потребностью развивающего организма. Она говорила о больших воспитательных и развивающих возможности игры: «В игре развиваются физические силы ребенка, тверже становится рука, развивается представление, изобретательность, инициативность».
А.С. Макаренко писал: «В детском возрасте игра — это норма и ребенок должен всегда играть, даже если выполняет серьезное дело …» Выдающийся педагог высказывался за широкое использование игры в воспитании школьников. Игра, по мнению А.С. Макаренко, — многофункциональное средство воспитательной работы. Она позволяет воспитывать коллективизм, творческую направленность личности, сознательную дисциплину, организованность, развивает интеллектуальные способности, эстетические чувства. Особое место принадлежит игре в подготовке подрастающего поколения к труду. Хотя игра не создает материальных, культурных, иначе говоря, общественных ценностей, однако она приучает человека к физическим и психическим усилий, необходимых для работы. [5]
Ученый поставил вопрос о специфике педагогического руководства игрой, где педагог должен уметь так же играть, как дети, — только тогда педагогическое руководство игрой будет эффективным. Это значит, что надо научно обеспечить профессиональную подготовку учителя к руководству игрой с учетом своеобразия этой деятельности.
Игровая деятельность как педагогическая проблема четко очерчена в научном наследии А. Запорожца. Ученый подчеркивал, что проблема игры в педагогике приобретает особую актуальность, поскольку в процессе игровой деятельности создаются особо благоприятные условия для усвоения детьми новых знаний и умений. Для формирования у них таких важных качеств человеческого ума, как способность выполнять действия в умственном плане, символически менять реальные объекты и оперировать подобной заменой с познавательной целью. [3]
Анализ педагогического наследия В. Сухомлинского показывает, что в глазах педагога-гуманиста игра — насущная потребность младшего школьника. Для ребенка игра является самой серьезной делом. В игре раскрываются перед детьми мир, творческие возможности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Выдающийся педагог считал игру долей яркого духовной жизни.
Развитие ребенка в процессе игровой деятельности должно быть педагогически управляемым. Система методов и форм воспитательных воздействий в процессе игры должна строиться на учете исторического развития игры и психологического анализа — только там можно построить адекватную картину игровой деятельности, раскрыть ее закономерности и на этой основе разработать соответствующие методы педагогического воздействия на игру.
Игра, как известно, является самой естественной и привлекательной деятельностью для младших школьников. Еще К.Д. Ушинский писал: «Сделать серьезное занятие для детей интересным — вот задача начального обучения. Каждый здоровый ребенок нуждается деятельности и к тому же серьезной деятельности … С первых же уроков приучайте ребенка полюбить свои обязанности и находить удовольствие в их исполнении ». [29]
Именно в играх начинается непринужденное общение ребенка с коллективом класса, взаимопонимание между учителем и учеником. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, работать вдумчиво, самостоятельно, развивается внимание, память, жажда знаний. Удовлетворяя свою естественную неустанный потребность в деятельности, в процессе игры ребенок «достраивает» в воображении все, что недоступно ей в окружающей деятельности, в восторге не замечает, что учится — познает новое, запоминает, ориентируется в различных ситуациях, углубляет приобретенный ранее опыт, сравнивает запас представлений, понятий, развивает фантазию. [6]
В игре полно проявляются индивидуальные особенности, интеллектуальные возможности, склонности, способности детей.
Дидактическая игра как восприятие формы детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.