Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Дидактическая игра, как средство развития словаря детей.

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Следующая задача речевого развития дошкольников заключается в закреплении и уточнении словаря, для детей на рассматриваемом возрастном этапе важным представляется многократное повторение слов, что способствует их прочному запоминанию. Это относится к ряду собирательных слов (предметы мебели, посуды), абстрактным словам (доброта, нежность), существительным, числительным, относительным прилагательным, к словам, имеющим сложное звуковое оформление (экскаватор, полицейский). В русском языке некоторые слова имеют не одно, а несколько значений, они называются многозначными, в дошкольном возрасте часто отмечается неправильное или неточное употребление детьми некоторых многозначных слов. В связи с этим педагогам необходимо обеспечить усвоение детьми правильного понимания смысла слова, различных оттенков, научить подбору синонимов, антонимов.
Следующая задача заключается в активизации словаря – решение данной задачи обеспечивается за счёт обучения дошкольников осмысленному использованию слов в речи, кроме того, педагогом осуществляется работа по переводу слов из пассивного в активный словарь. Введение новых слов происходит в сочетании с другими словами, затем слова включаются в составление связных высказываний. При решении данной задачи важным для педагога является проведение работы по уместному использованию слов в различных речевых ситуациях.
При проведении работы по развитию словаря дошкольников все представленные выше задачи взаимосвязаны, их решение обеспечивается на практическом уровне, соответствующая терминология в дошкольном возрасте не используется [1, с. 58].
Содержательный аспект работы по развитию словаря детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях рассматривается в требованиях программы обучения и воспитания детей. В программе указывается на необходимость усвоения дошкольниками обществоведческого словаря Родина, армия, страна, труд), природоведческого словаря (животные, растения, неживая природа), бытового словаря (игрушки, посуда, мебель, одежда и т.д.), эмоционально-оценочного словаря (горе, радость, хорошо, плохо), лексики, связанной с математическим представлениями, искусством, лексики, используемой в общении со сверстниками, окружающими людьми.
В качестве основных источников развития словаря детей дошкольного возраста можно назвать следующие:
— организация наблюдений в природе, за общественной жизнью людей и т.д.;
— организация общения со сверстниками, окружающими ребёнка взрослыми;
— речь взрослого человека – детьми из речи взрослого заимствуются слова, правильное их произнесение;
— произведения художественной литературы, при работе над которыми проводится анализ содержания текста, поступков и характера героев, при этом обращается особое внимание на язык произведения [10, с. 42].
Лексика в качестве важной части, представляющей языковую систему, выполняет огромную общеобразовательную и практическую роль. Богатый словарь дошкольника является признаком высокого уровня речевого развития. При наличии нарушений в речевом развитии детей, в частности, при малом объёме лексики, используемой детьми, речь детей не считается развитой. Преодоление нарушений в речевом развитии дошкольников представляется важным условием развития общения детей [11, с. 38]. Так, Л.С. Выготский отмечал: «… Не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций у личности в целом, находится в непосредственной зависимости от речи» [7, с. 42].
Таким образом, проведение словарной работы в дошкольной образовательной организации является важной задачей в обеспечении речевого развития ребёнка дошкольного возраста. Под словарной работой понимается закономерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных для них слов. Важными направлениями словарной работы в условиях ДОО являются: обогащение словаря, уточнение и закрепление словаря, активизация словаря. В качестве основных источников развития словаря могут быть: наблюдения над окружающей действительностью, речь взрослых, художественная литература.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.