Развитие игровой деятельности дошкольников демонстрирует заметный прогресс по мере перехода детей их одной возрастной группы в другую. Дошкольники не в состоянии планировать развитие сюжета, а чаще повторяют одни и те же поступки взрослых. Дети постарше демонстрируют творческий подход, а наиболее важными в игре считают отношения между игроками. Старшие дети дорожат распределением ролей и соблюдением правил игры.
По мнению Д.Б. Эльконина, в структуру игровой деятельности входит пять элементов:
роли, которые были распределены перед началом игры;
игровые действия;
игровые предметы;
взаимоотношения детей в процессе игры;
сюжет игры [15, с.142].
Функциями игры являются:
– обучающая – в игре развиваются общие учебные умения и навыки;
– развлекательная – средствами игры создаётся благоприятная атмосфера в процессе обучения, способствующая увлекательности изучаемого материала;
– коммуникативная – использование игры позволяет объединить детей и взрослых, установить эмоциональный контакт, формировать навыки общения;
– релаксационная – игра позволяет снять эмоциональное (физическое) напряжение, которое вызвано нагрузками в учебной или трудовой деятельности;
– самовыражение – позволяет в ходе игры реализации творческих способностей, более полного раскрытия своего потенциала;
– компенсаторная – игра позволяет создать условия, которые удовлетворяют личностные устремления, которые являются невыполнимыми или трудновыполнимыми в реальной действительности [13, с.57].
Игра представляет собой основной вид деятельности ребёнка – это свободная и самостоятельная деятельность, которая возникает по его инициативе. Мотивом игры является не результат, а сам процесс. Для ребёнка игра представляет собой средство, способствующее самореализации и самовыражению.
В современной литературе представлены различные классификации игр. В соответствии с содержанием и особенностями, можно выделить следующие виды игр.
Сюжетно-ролевые игры – данные игры создаются самими детьми при руководстве взрослым. Основой данного вида игр является наличие детской самодеятельности. Иногда данный вид игр называют творческими, так как при развёртывании игры происходит не копирование действий, а творческое осмысление, воспроизведение в создаваемом образе, игровых действиях.
Строительные игры являются разновидностью сюжетно-ролевых. Основным содержанием строительной игры является выполнение разнообразных построек, отражающих окружающую жизнь, а также осуществление разнообразных действий с ними. Театрализованная игра – вид игр, предполагающих наличие зрителей (сверстников, младших детей, родителей). В процессе игр данного вида происходит формирование умений при помощи изобразительных средств (интонация, мимика, жесты) точного воспроизведения идеи художественного произведения и авторского текста. Данный вид игр является достаточно сложным, поэтому необходимо постоянное участие взрослых.
3. Также в педагогике выделяются игры с правилами – дидактические игры, подвижные игры. Основой данного вида игр служит наличие чётко определённого программного содержания, дидактической задачи, целенаправленности обучения. Дидактические игры используются с целью обучить детей приёмам сравнения и группировки предметов по внешнему признаку, по назначению, служат средством воспитания сосредоточенности, внимания, настойчивости, способствуют развитию познавательных способностей [14, с.77].
Свобода и добровольность включения детей в игру. Обеспечение понимания смысла и содержания игры, её правил, идеи каждой роли. Совпадение смысла игровых действий с содержанием и смыслом поведения в реальной ситуации. Соблюдение в игре принятых в обществе норм нравственности, основанных на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
Игра организуется и направляется взрослым, при необходимости сдерживается, но не подавляется, необходимо обеспечить каждому участнику игры возможность проявить инициативу. После окончания игры проводится анализ, в результате которого могут пересматриваться содержание или правила.
Игра как один из стимулов социализации относится непосредственно к социологии детства, поскольку именно в раннем, детском возрасте ребенок через игру может воспринимать различные социальные нормы, ценности и формировать свое мировоззрение. Помимо этого, развитие игровой деятельности – это одна из ключевых задач социологии детства.
Игра является преимущественно частью жизни детей дошкольного и раннего школьного возраста. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной (первичной) социализации. Несмотря на то, что она полностью контролируется взрослыми (родителями, воспитателями, учителями), все же дети очень легко воспринимают любые проявления в обществе, обладают легкой обучаемостью, их психика гибкая, а нервная система пластичная. В этом возрасте ребенка очень легко избаловать, или наоборот, так же легко обидеть, взрастить в нем комплексы, которые он пронесет через всю свою жизнь, и которые закрепятся в его психическом состоянии.
Таким образом, чтобы создать благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания, а также для развития личности в условиях общественных отношениях, взрослые должны способствовать социальному развитию ребенка, поощрять всевозможные формы игр, но контролировать их процесс, регулировать его, участвовать в нем самим, чтобы узнавать своего ребенка и давать ему поддержку в этот важный период становления личности.
Благодаря игровым формам деятельности ребенок может достигнуть следующих успехов [11, с.219].
Во-первых, он может освоить первоначальные представления об обществе, его структуре, функциях, различных сферах. Также ребенок включается в систему социальных отношений: с родителями, воспитателями, другими детьми.
Во-вторых, благодаря игре развивается игровая деятельность. Игры могут носить не только развлекательный, но и образовательный характер. Сегодня существует большое количество игр, которые совмещают в себе развлечение и развивающие компоненты. Благодаря рекомендациям на упаковке можно подобрать ребенку игру, которая будет соответствовать его возрасту, уровню развития соответственно возрасту, а также интересам, что является самым важным.
В-третьих, в игре и через игру ребенок приобщается к элементарным принятым нормам поведения, правилам взаимоотношений со сверстниками, взрослыми, знакомыми и незнакомыми людьми.
В-четвертых, игра помогает формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, а также чувства принадлежности к окружающему миру.
Таким образом, через игру осуществляется полноценный процесс социализации ребенка соответственно его физическому и умственному развитию. Это многоэтапный процесс, который начинается в детском саду, и заканчивается обучением в школе. Воображаемая ситуация учит ребенка основным правилам поведения, которые закрепятся в его мозгу, и которыми он будет пользовать уже во взрослой жизни.
Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся на примере изучения темы «Многоуго
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.