Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Диагностика и коррекция нарушений познавательной деятельности у детей раннего возраста при речевых нарушениях

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Появляются те грамматические формы, которые значительно помогают ребёнку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем родительный, дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже.
3-й год – формируются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года – соединительные союзы и местоимения;
4-5 лет – условная форма придаточных предложения. Длинные фразы, монологи.Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов «Почему?»
И.Н. Горелов, К.Ф. Седов рассматривали соотношение интеллектуального и речевого развития ребёнка, и выделили 6 речевых стадий в развитии ребенка дошкольного возраста[19]:
1) лепет и первые реакции на собственное имя и имя матери (пять-семь месяцев);
2) первые слова – предложения (девять-двенадцать месяцев);
3) первые предложения (к двум годам);
4) первые возможности понимания чужой и употребления собственной речи вне ситуации (к трем годам);
5) беглая речь, словотворчество (к четырем годам);
6) сознательное отношение к правилам языка, исправление ошибок в речи других, качественный скачок в сфере полисемии слова (к семи годам). Основополагающим при выделении этих стадий становится появление тех или иных новообразований в речи ребенка.
Процесс формирования речевой деятельности подробно представлен в концепции речевого онтогенеза А.А. Леонтьева [12]. В соответствии с ней процесс усвоения родного языка подразделяется на ряд последовательных периодов:
1-й – подготовительный (с рождения до 1 года);
2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет);
3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
На современном этапе развития науки полноценное овладении речью отождествляется с полноценной психикой и ее дальнейшего правильного развития. В речи ребенка выделяют три основные функции: коммуникативная, познавательная и регулирующая.
Самая ранняя функция речи – коммуникативная, которую выполняет первое слово ребенка, выделенное из его модулированного лепета на девятом – двенадцатом месяце жизни. Именно потребность в общении с другими людьми способствует дальнейшему совершенствованию речи. К концу второго года жизни ребенок уже в состоянии выразить свои желания и описать наблюдения, способен понимать обращенную к нему речь взрослых людей [17].
После трех лет начинается процесс овладения внутренней речью, когда она перестает быть только средством общения, а начинает выполнять уже и другую свою функцию – функцию познания: ребенок стремиться узнать и усвоить новые грамматические конструкции и слова, а также их формы, тем самым расширяя свое представление об окружающем мире, о наполняющих его предметах и явлениях, а также их взаимосвязи и отношениях. У детей с нормальным психофизическим развитием связная речь развивается постепенно параллельно с развитием мышления, деятельности и круга общения.
В первый год жизни ребенка благодаря непосредственному эмоциональному общению со взрослыми начинают закладываться основы будущей связной речи. Основываясь на примитивном понимании начинается развитие активной речи ребенка.
Первые осмысленные слова появляются к началу второго года жизни, которые позже служат для обозначения предметов действительности. Постепенно начинают появляться первые предложения.
Третий год жизни характеризуется бурным развитием понимания речи и собственной активной речи, резко возрастает объем словарного запаса, а также происходит усложнение планирующих речь функций. Речь начинает приобретать такие формы как контекстная и монологическая, а также дети осваивают разные типы предложений, как сложносочиненные, так и сложноподчиненные.
Четвертый год жизни характеризуется активным использованием простых распространенных предложений, а на пятом году жизни количество сложных предложений растет и составляет уже 11% от общего числа предложений. В речи присутствуют практически все придаточные предложения, за исключением определительного. Кроме того, дети в возрасте 4 – 5 лет задают много вопросов взрослым, так называемый дети-“почемучки”, а также дети стараются объяснить все свои действия (полил цветочки, потому что они хотят пить и т.п.) [15].
Дети старше 4 лет в состоянии пересказать знакомую сказку, а также с удовольствием декламируют стихи, а к 5 годам пересказывают короткие рассказы после двукратного прослушивания. после исполнения 5 лет ребенок может достаточно подробно и последовательно рассказывать об увиденном или услышанном с объяснением причин и следствия, а также ребенок способен составить рассказ по картинке, отличить реальное от фантастического.
Дети старше 6 лет способны придумывать рассказ или сказку, различая и поясняя, где сказка, а где быль. По образцу ребенок может составить достаточно логичный и развернутый рассказ о чем-то отвлеченном [16, c. 9].
Кроме того, следует отметить, что возрастной период с 3-х до 7 лет характеризуется активным усвоением грамматической системой русского языка, а также развитием связной речи, в которой происходит последовательное усовершенствование синтаксического строя предложения и выразительность его интонации, морфологической оформленности и звукового состава слов.
Изначально освоение грамматическим строем языка носит творческий характер с опорой на самостоятельную поисковую активность ребенка в окружающем мире, языковые обобщения, игры и эксперименты со словами. В глубине инициативной продуктивной речи, рече- и словотворчества и происходит освоение форм, правил и логики языка.
Только в процессе совместной деятельности происходи управление развитием речи ребенка. Формы общения меняются вместе с взрослением ребенка, т.е. с изменением его возраста. В младших группах целесообразно устраивать игры-занятия, построенные по типу спонтанного общения взрослого с ребенком. Такая деятельность способствует проявлению детской субъективности [7].
Таким образом, анализ вопроса развития речи в онтогенезе позволил выделить и охарактеризовать основные этапы речевого развития ребенка. Вслед за А.Н. Гвоздевым в рамках данного исследования, выделено четыре этапа развития речи: доречевой период (возраст до 1 года). первый речевой (с 1 года – 1 года 10 месяцев), второй речевой (до 3 лет), третий речевой (3 – 6 лет). Наибольший интерес представляю только первые три этапа речевого развития, поскольку именно они и характеризуют особенности речевого развития ребенка раннего возраста, речевые и познавательные способности которого исследуются в рамках настоящего исследования.

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜