Появляются те грамматические формы, которые значительно помогают ребёнку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена). Сначала появляется винительный падеж, затем родительный, дательный, творительный и предложный. Однако полное овладение падежными формами происходит значительно позже.
3-й год — формируются многословные фразы, придаточные предложения; к концу года — соединительные союзы и местоимения;
4-5 лет — условная форма придаточных предложения. Длинные фразы, монологи.Заключительная фаза в развитии языка. Второй период вопросов «Почему?»
И.Н. Горелов, К.Ф. Седов рассматривали соотношение интеллектуального и речевого развития ребёнка, и выделили 6 речевых стадий в развитии ребенка дошкольного возраста[19]:
1) лепет и первые реакции на собственное имя и имя матери (пять-семь месяцев);
2) первые слова — предложения (девять-двенадцать месяцев);
3) первые предложения (к двум годам);
4) первые возможности понимания чужой и употребления собственной речи вне ситуации (к трем годам);
5) беглая речь, словотворчество (к четырем годам);
6) сознательное отношение к правилам языка, исправление ошибок в речи других, качественный скачок в сфере полисемии слова (к семи годам). Основополагающим при выделении этих стадий становится появление тех или иных новообразований в речи ребенка.
Процесс формирования речевой деятельности подробно представлен в концепции речевого онтогенеза А.А. Леонтьева [12]. В соответствии с ней процесс усвоения родного языка подразделяется на ряд последовательных периодов:
1-й – подготовительный (с рождения до 1 года);
2-й – преддошкольный (от 1 года до 3 лет);
3-й – дошкольный (от 3 до 7 лет);
4-й – школьный (от 7 до 17 лет).
На современном этапе развития науки полноценное овладении речью отождествляется с полноценной психикой и ее дальнейшего правильного развития. В речи ребенка выделяют три основные функции: коммуникативная, познавательная и регулирующая.
Самая ранняя функция речи — коммуникативная, которую выполняет первое слово ребенка, выделенное из его модулированного лепета на девятом — двенадцатом месяце жизни. Именно потребность в общении с другими людьми способствует дальнейшему совершенствованию речи. К концу второго года жизни ребенок уже в состоянии выразить свои желания и описать наблюдения, способен понимать обращенную к нему речь взрослых людей [17].
После трех лет начинается процесс овладения внутренней речью, когда она перестает быть только средством общения, а начинает выполнять уже и другую свою функцию — функцию познания: ребенок стремиться узнать и усвоить новые грамматические конструкции и слова, а также их формы, тем самым расширяя свое представление об окружающем мире, о наполняющих его предметах и явлениях, а также их взаимосвязи и отношениях. У детей с нормальным психофизическим развитием связная речь развивается постепенно параллельно с развитием мышления, деятельности и круга общения.
В первый год жизни ребенка благодаря непосредственному эмоциональному общению со взрослыми начинают закладываться основы будущей связной речи. Основываясь на примитивном понимании начинается развитие активной речи ребенка.
Первые осмысленные слова появляются к началу второго года жизни, которые позже служат для обозначения предметов действительности. Постепенно начинают появляться первые предложения.
Третий год жизни характеризуется бурным развитием понимания речи и собственной активной речи, резко возрастает объем словарного запаса, а также происходит усложнение планирующих речь функций. Речь начинает приобретать такие формы как контекстная и монологическая, а также дети осваивают разные типы предложений, как сложносочиненные, так и сложноподчиненные.
Четвертый год жизни характеризуется активным использованием простых распространенных предложений, а на пятом году жизни количество сложных предложений растет и составляет уже 11% от общего числа предложений. В речи присутствуют практически все придаточные предложения, за исключением определительного. Кроме того, дети в возрасте 4 — 5 лет задают много вопросов взрослым, так называемый дети-«почемучки», а также дети стараются объяснить все свои действия (полил цветочки, потому что они хотят пить и т.п.) [15].
Дети старше 4 лет в состоянии пересказать знакомую сказку, а также с удовольствием декламируют стихи, а к 5 годам пересказывают короткие рассказы после двукратного прослушивания. после исполнения 5 лет ребенок может достаточно подробно и последовательно рассказывать об увиденном или услышанном с объяснением причин и следствия, а также ребенок способен составить рассказ по картинке, отличить реальное от фантастического.
Дети старше 6 лет способны придумывать рассказ или сказку, различая и поясняя, где сказка, а где быль. По образцу ребенок может составить достаточно логичный и развернутый рассказ о чем-то отвлеченном [16, c. 9].
Кроме того, следует отметить, что возрастной период с 3-х до 7 лет характеризуется активным усвоением грамматической системой русского языка, а также развитием связной речи, в которой происходит последовательное усовершенствование синтаксического строя предложения и выразительность его интонации, морфологической оформленности и звукового состава слов.
Изначально освоение грамматическим строем языка носит творческий характер с опорой на самостоятельную поисковую активность ребенка в окружающем мире, языковые обобщения, игры и эксперименты со словами. В глубине инициативной продуктивной речи, рече- и словотворчества и происходит освоение форм, правил и логики языка.
Только в процессе совместной деятельности происходи управление развитием речи ребенка. Формы общения меняются вместе с взрослением ребенка, т.е. с изменением его возраста. В младших группах целесообразно устраивать игры-занятия, построенные по типу спонтанного общения взрослого с ребенком. Такая деятельность способствует проявлению детской субъективности [7].
Таким образом, анализ вопроса развития речи в онтогенезе позволил выделить и охарактеризовать основные этапы речевого развития ребенка. Вслед за А.Н. Гвоздевым в рамках данного исследования, выделено четыре этапа развития речи: доречевой период (возраст до 1 года). первый речевой (с 1 года — 1 года 10 месяцев), второй речевой (до 3 лет), третий речевой (3 — 6 лет). Наибольший интерес представляю только первые три этапа речевого развития, поскольку именно они и характеризуют особенности речевого развития ребенка раннего возраста, речевые и познавательные способности которого исследуются в рамках настоящего исследования.
Диагностика и коррекция нарушений познавательной деятельности у детей раннего возраста при речевых нарушениях
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.