Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

«Цветовая символика в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: лингвистический аспект».

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Принцип «роман в романе» – один из композиционных приемов, предусматривающий существование в литературном произведении самостоятельного по теме и сюжету художественного текста. Романом в романе часто становится исповедь персонажа, древняя рукопись, исторический документ, литературное произведение, созданный героем основного текста. Наличие второго текста, как правило, мотивируется тем, что один из персонажей основного сюжета – писатель, который творит на глазах читателя новое художественное произведение. Чужой текст, включенный в основной, существует в виде вставных эпизодов. «Мастер и Маргарита» выстроен на переплетении двух самостоятельных текстов: один пересказывает события в современной автору Москве, другой – в древнем Ершалаиме.
М. Булгаков загрязняет несколько хронотопов в пределах одной реальности и обращается к «фабульно-композиционному принципу «анфилады», «матрешки»; наиболее очевидные примеры – структуры, организованные как «текст в тексте», «театр в театре» [Яблоков 2001, 78]. В рассматриваемом произведении вставной роман Мастера становится ключом для понимания не только социально-сатирической реальности, современной писателю Москвы 20-30-х годов ХХ века, но и философско-этической концепции всего произведения. Это содержательный центр и философская квинтэссенция созданного Булгаковым художественного мира, поскольку с героем романа Мастера с образом Пилата, связанный комплекс наиболее важных морально-философских проблем (выбора, ответственности, власти, веры, неверия, истины, смысла существования и т. д.), которые рассматриваются в течение повествования.
Два романа находятся в сложных отношениях противопоставления, изображают две антитетические реальности, однако, несмотря на антагоничность, творят романную целостность. Внешнюю композиционную структуру «Мастера и Маргариты» составляют два романа – роман Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри и роман о Мастере. Разделы вставного романа, который рассказывает об одном дне римского прокуратора, рассыпанные в основном повествовании из жизни Москвы 20-30-х годов, где разыгрывается жизненная трагедия автора вставного романа. Таким образом, в итоговом романе М. Булгакова воспроизведено два временных слоя и два по-разному организованные художественные просторы.
Временной интервал между обоими романами составляет две тысячи лет: действие романа о Мастере разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней в 20-30-х годах ХХ века, события романа Мастера проходят тоже в мае, в городе Ершалаиме почти две тысячи лет спустя. Стилевой особенностью «Мастера и Маргариты» есть стилистическая неравноправие параллельных повествований, поскольку романы словно написаны разными людьми и различаются «манерой повествования». Роман Мастера написан уравновешенным и красноречивым, насыщенным экзотической лексикой стилем, что значительно отличается от сатирически направленного романа о Мастере. «Стилистически эти два романа противопоставлены друг другу, один (античный) роман создает впечатление достаточно краткого и документально – точного, литого и чеканного изложения действительных событий, а другой (современный) – небрежно-разговорного, иногда фамильярного, порой интимно-лирического, достаточно эмоционально окрашенного и не вполне достоверного действа» [Лесскис 1999, 265]. По мнению Г. Лескисса, такое стилистическое сопоставление придает роману особую убедительность и достоверность.
Каждый из романов имеет свою сюжетную линию. В романе о Мастере переплетаются несколько сюжетных линий: сатирическая, фантастическая и лирическая. Сатирическая линия, переплетаясь с фантастической, рассказывает о деяниях Воланда и его свиты «однажды весной, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах» [Булгаков 1995, 5].
Мощную лирическую струю вносит в роман история любви Мастера и Маргариты. Сюжетную основу романа Мастера составляет евангельская тема, связанная с допросом и казнью Пилатом Иешуа Га-Ноцри. Хотя романы различаются пространственно-временной, сюжетно-стилевой структурой, однако они составляют цельное полотно, сюжетные линии органично переплетаются. Например, роман Мастера известен главным героям основного романа. Евангельское повествование введено в основной роман различным способами: первый раздел истории Пилата пересказывается свидетелем – Воландом, второй – прочитывается сквозь сон Ивана Бездомного, два последние разделы Маргарита читает как отрывок из произведения Мастера. Взаимосвязь романов происходит на разных уровнях: романы связывает общая проблематика, сюжетные мотивы, герои-двойники, циклическое мифологическое время (параллелизм страстной недели в двух уровнях романа: древнем и современном. В романе проводятся постоянные параллели между отдаленными историческими эпохами. «Основные коллизии и сюжетные узлы двух романов аналогичны, поэтому читатель испытывает связь современных событий с трагедией, произошедшей в Древнем Ершалаиме» [Лесскис 1999, 265]. Поэтому две линии единого произведения – современная московская и древняя ершалаимская явно или скрытно перекликаются, сочетаясь на разных повествовательных уровнях текста.
Таким образом, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» определяется как философско-мифологичный роман, где философская составляющая проникает на все уровни художественного произведения. Особенно значимым данное проявление становится в хронотопе романа, который имеет сложную наслоенную структуру и задействует формальный принцип «роман о романе», характеризующийся наложением действительности и исторической легенды, обыденного и фантастики. Исторический хронотоп актуализирует философско-мифологические мотивы и выполняет риторическую функцию, тогда как обыденный – характеризуется сатирической направленностью, носит обличительный характер и требует философского толкования. Сочетание исторического и обыденного высвобождает и третий хронотоп – «вечный», в котором бытуют мистические силы – Воланд и его свита. Высвобождение данного журнала добавляет к жанровому наполнению произведения черт готического романа, для которого характерны мистические мотивы (чудеса, «бесовство», ужаса, тайны и тому подобное).

Diplom777
Diplom777
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜