Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

«Цветовая символика в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: лингвистический аспект».

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Принцип «роман в романе» – один из композиционных приемов, предусматривающий существование в литературном произведении самостоятельного по теме и сюжету художественного текста. Романом в романе часто становится исповедь персонажа, древняя рукопись, исторический документ, литературное произведение, созданный героем основного текста. Наличие второго текста, как правило, мотивируется тем, что один из персонажей основного сюжета – писатель, который творит на глазах читателя новое художественное произведение. Чужой текст, включенный в основной, существует в виде вставных эпизодов. «Мастер и Маргарита» выстроен на переплетении двух самостоятельных текстов: один пересказывает события в современной автору Москве, другой – в древнем Ершалаиме.
М. Булгаков загрязняет несколько хронотопов в пределах одной реальности и обращается к «фабульно-композиционному принципу «анфилады», «матрешки»; наиболее очевидные примеры – структуры, организованные как «текст в тексте», «театр в театре» [Яблоков 2001, 78]. В рассматриваемом произведении вставной роман Мастера становится ключом для понимания не только социально-сатирической реальности, современной писателю Москвы 20-30-х годов ХХ века, но и философско-этической концепции всего произведения. Это содержательный центр и философская квинтэссенция созданного Булгаковым художественного мира, поскольку с героем романа Мастера с образом Пилата, связанный комплекс наиболее важных морально-философских проблем (выбора, ответственности, власти, веры, неверия, истины, смысла существования и т. д.), которые рассматриваются в течение повествования.
Два романа находятся в сложных отношениях противопоставления, изображают две антитетические реальности, однако, несмотря на антагоничность, творят романную целостность. Внешнюю композиционную структуру «Мастера и Маргариты» составляют два романа – роман Мастера о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри и роман о Мастере. Разделы вставного романа, который рассказывает об одном дне римского прокуратора, рассыпанные в основном повествовании из жизни Москвы 20-30-х годов, где разыгрывается жизненная трагедия автора вставного романа. Таким образом, в итоговом романе М. Булгакова воспроизведено два временных слоя и два по-разному организованные художественные просторы.
Временной интервал между обоими романами составляет две тысячи лет: действие романа о Мастере разворачивается в Москве в течение нескольких майских дней в 20-30-х годах ХХ века, события романа Мастера проходят тоже в мае, в городе Ершалаиме почти две тысячи лет спустя. Стилевой особенностью «Мастера и Маргариты» есть стилистическая неравноправие параллельных повествований, поскольку романы словно написаны разными людьми и различаются «манерой повествования». Роман Мастера написан уравновешенным и красноречивым, насыщенным экзотической лексикой стилем, что значительно отличается от сатирически направленного романа о Мастере. «Стилистически эти два романа противопоставлены друг другу, один (античный) роман создает впечатление достаточно краткого и документально — точного, литого и чеканного изложения действительных событий, а другой (современный) – небрежно-разговорного, иногда фамильярного, порой интимно-лирического, достаточно эмоционально окрашенного и не вполне достоверного действа» [Лесскис 1999, 265]. По мнению Г. Лескисса, такое стилистическое сопоставление придает роману особую убедительность и достоверность.
Каждый из романов имеет свою сюжетную линию. В романе о Мастере переплетаются несколько сюжетных линий: сатирическая, фантастическая и лирическая. Сатирическая линия, переплетаясь с фантастической, рассказывает о деяниях Воланда и его свиты «однажды весной, в час небывалого жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах» [Булгаков 1995, 5].
Мощную лирическую струю вносит в роман история любви Мастера и Маргариты. Сюжетную основу романа Мастера составляет евангельская тема, связанная с допросом и казнью Пилатом Иешуа Га-Ноцри. Хотя романы различаются пространственно-временной, сюжетно-стилевой структурой, однако они составляют цельное полотно, сюжетные линии органично переплетаются. Например, роман Мастера известен главным героям основного романа. Евангельское повествование введено в основной роман различным способами: первый раздел истории Пилата пересказывается свидетелем – Воландом, второй – прочитывается сквозь сон Ивана Бездомного, два последние разделы Маргарита читает как отрывок из произведения Мастера. Взаимосвязь романов происходит на разных уровнях: романы связывает общая проблематика, сюжетные мотивы, герои-двойники, циклическое мифологическое время (параллелизм страстной недели в двух уровнях романа: древнем и современном. В романе проводятся постоянные параллели между отдаленными историческими эпохами. «Основные коллизии и сюжетные узлы двух романов аналогичны, поэтому читатель испытывает связь современных событий с трагедией, произошедшей в Древнем Ершалаиме» [Лесскис 1999, 265]. Поэтому две линии единого произведения — современная московская и древняя ершалаимская явно или скрытно перекликаются, сочетаясь на разных повествовательных уровнях текста.
Таким образом, роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» определяется как философско-мифологичный роман, где философская составляющая проникает на все уровни художественного произведения. Особенно значимым данное проявление становится в хронотопе романа, который имеет сложную наслоенную структуру и задействует формальный принцип «роман о романе», характеризующийся наложением действительности и исторической легенды, обыденного и фантастики. Исторический хронотоп актуализирует философско-мифологические мотивы и выполняет риторическую функцию, тогда как обыденный – характеризуется сатирической направленностью, носит обличительный характер и требует философского толкования. Сочетание исторического и обыденного высвобождает и третий хронотоп – «вечный», в котором бытуют мистические силы – Воланд и его свита. Высвобождение данного журнала добавляет к жанровому наполнению произведения черт готического романа, для которого характерны мистические мотивы (чудеса, «бесовство», ужаса, тайны и тому подобное).

Picture of Diplom777
Diplom777