Проблема развития самостоятельности ребенка привлекала и продолжает привлекать многих исследователей. Мысли о значении этого качества личности высказывали выдающиеся педагоги такие, как К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. Все вышеупомянутые педагоги отмечали, чем раньше акцентировать внимание на формировании этого качества у дошкольников, тем быстрее они справятся с различными трудностями, будут наиболее подготовленными к дальнейшему обучению в школе[].
Современное дошкольное образование к самостоятельности «привязало» инициативу, что неудивительно. Оба эти понятия взаимосвязаны. Инициатива (от лат. Initium — начало) — почин, начинание, принятие человеком самостоятельного решения, форма проявления его общественной активности []. Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение [].
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, прописывают «условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста», предполагающие «…поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.)» []. В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования указано, что «ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. …» [].
В старших возрастных группах дошкольных образовательных учреждений проходят занятия по развитию (формированию) математических представлений, на которых у детей закладываются предпосылки учебной деятельности, формируются ее элементы. Познавательная математическая деятельность в ДОУ – это деятельность, связанная с использованием игр, задач, упражнений, в которых смоделировали математические (а точнее, предматематические) связи, отношения, закономерности, для решения которых необходимо применять элементарные математические методы и умозаключения[].
Самостоятельная математическая деятельность обладает существенными свойствами любой другой деятельности, т.е. целеполаганием, осознанностью, предметностью, протекает по логике всякой деятельности; имеет с ней всякую структуру (цель, действия и операции, результат). Обладает она и характерными признаками самостоятельной деятельности (в отличие от самостоятельной работы), а именно тем, что все основные элементы деятельности приобретают для человека глубоко личностный смысл, актуальность, значимость. Возникает самостоятельная математическая деятельность по инициативе ребенка, но на основе достаточно развитых навыков и умений, знания закономерностей, способов решения задач определенного вида – и поэтому не может успешно развиваться без целенаправленного руководства со стороны взрослого [].
При организации самостоятельной математической деятельности детей необходимо учитывать следующие принципы []:
Центры активности для развития математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.