Базовые потребности человека - курсовая работа готовая

Курсовая работа на тему Базовые потребности человека

В теории потребностей отмечается, что уже у первобытного человека начинает формироваться вся современная структура потребностей, которая сильно отличается от структуры потребностей животных. Главные отличия человека от животных – трудовая деятельность, направленная на удовлетворение потребностей и развивавшееся в процессе труда мышление. Крупный сдвиг в понимании человеком мира, самого себя и своих потребностей произошел в период с 800 по 200 г. до н.э. Появился человек такого типа, который сохранился по сей день.
Мыслители античности рассматривали человека как микрокосм – миниатюрную копию огромного космоса (макрокосма), в которой представлены все силы вселенной. Между человеком, природой и социальным миром существует объективная и сакральная гармония, и удовлетворение потребностей не должно нарушать её. Так, первый греческий философ – Фалес из Милета говорил, что счастлив тот, «кто телом здоров, натурой богат, душой благовоспитан».
Античные мыслители считали материальные потребности менее важными, чем духовные. Это относилось и к материальной трудовой деятельности, к зарождавшемуся инженерному, техническому творчеству. Первая классификация человеческих потребностей была дана последователем Демокрита – древнегреческим атомистом Эпикуром: «Надо принять во внимание, что желания бывают одни – естественные, другие – пустые, и из числа естественных одни – необходимые, а другие – только естественные; а из числа необходимых одни – необходимы для счастья, другие – для спокойствия тела, третьи – для самой жизни».
В период средневековья (V-XIV вв.) в Европе господствовало глубоко религиозное мировоззрение в котором система ценностей корректировала сущность и существование (способы) удовлетворения потребностей. С точки зрения христианства, природа человека двойственна: в нем есть низменное (грешное) и возвышенное (праведное) начало. Желаемыми жизненными благами, естественно, ожидаемыми от Бога, люди считали здоровье, долголетие, материальное благополучие, хорошую семью, большое потомство.
В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и его потребности происходит в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Начиная с XIV в., в Италии формируется новое мировоззрение – гуманизм. В эпоху Возрождения под гуманизмом понимали интерес к человеку, изучение человека и его земных проблем, рассмотрение человека как центра мироздания. Появляется спрос на образованную, активную личность, стремящуюся к проявлению своих способностей и полному удовлетворению потребностей. Поэтому первые гуманисты создают новый идеал человека — это всесторонне развитая личность.
Развернутая концепция потребностей появляется в трудах мыслителей эпохи Просвещения (XVIII в.). Человек рассматривается как земное, природное существо, главной способностью которого является познание, исследование окружающего мира. Сущность человека раскрывается через познание мира, его способность мыслить. Однако благоразумный человек не стремиться удовлетворить любые желания и потребности. Он контролирует их, воздерживаясь от удовольствий, которые могли бы принести вред.
В XIX веке потребности человека изучаются не статично, а в динамике и постоянном изменении. Развивая традицию гуманизма эпохи Возрождения, марксизм впервые дает ему строгое экономическое обоснование. Так высшей целью и смыслом исторического процесса считается не сближение с Богом, не самопознание абсолютной идеи, не удовлетворение всех возможных потребностей, а гармоничное, всестороннее развитие человеческой личности и общества, создающего благоприятные условия для раскрытия способностей индивида. Удовлетворение и развитие потребностей – инструмент для раскрытия творческого потенциала человека.
Двадцатый век был эпохой бурного расцвета науки и техники, взрывного роста потребностей и средств их удовлетворения. И чем больше развивалась наука и технология, которые увеличивали экономическую мощь индустриального общества, тем более острыми становились нерешенные экзестенциально-антропологические проблемы. Внутренние психологические механизмы формирования потребностей более подробно изучались уже в XX в. Почти все философские и научные школы и идеи в XX в. вращались вокруг объяснения природы и сущности человека: социальный дарвинизм пытался свести закономерности развития человеческого общества к законам биологической эволюции.
В науке XX в. получила широкое подтверждение концепция формирования человека и общества в процессе развития трудовой деятельности – трудовая теория антропосоциогенезация теории синтетической эволюции, согласно которой появление человека рассматривают как завершение главных этапов биологической эволюции. Начиная с Нового времени социальные и культурные процессы детерминируются в европейской социокультурной традиции человеком дела. Люди больше действуют, нежели задумываются над тем, к чему эти действия могут привести и зачем вообще надо действовать.
Основу теории потребностей, в настоящее время, составляет концепция американского ученого Абрахама Маслоу, получившая название «пирамида Маслоу». В этой «пирамиде» потребности располагаются в иерархическом порядке: физиологические потребности, потребность уверенности в завтрашнем дне, потребность в признании со стороны других и реализации потенциала своей личности. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому.
Один из основных выводов А. Маслоу состоит во введении понятия «движущая сила», согласно которому развитие человека как личности определяется прогрессом от мотивации потребностей низшего уровня к потребностям более высоких уровней. Этот вывод позже подвергся серьезной критике некоторых исследователей, по мнению которых с позиции иерархии потребностей нельзя определить мотивы неординарных действий человека. Однако эта критика нисколько не снижает значимость теории А. Маслоу. Сегодня в теории разработано несколько десятков теорий мотивации, широко применяется не менее сотни технологий мотивационного воздействия. Есть основание утверждать, что все они так или иначе связаны с теорией А. Маслоу, отталкиваются от нее.
Таким образом, потребность, можно определить как внутренний стимул всякой жизнедеятельности, с развитием науки и технологии, увеличении экономической мощи индустриального общества, все острее становятся нерешенные проблемы по удовлетворению физиологических потребностей, потребности уверенности в завтрашнем дне, потребности в признании со стороны других и в реализации потенциала своей личности.

Поделиться статьёй
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в vk
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.

Ещё статьи