Важным является профессиональная пригодность человека к педагогической деятельности и воспитанию людей. М.И. Менделеев пишет: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить себе жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность».
Отметим, что успешной и продуктивной, всегда будет являться та сфера деятельности, в которой личность всецело реализует потенциал своих знаний, умений и навыков, самоотверженно с большим интересом и желанием отдаёт все силы во имя достижения поставленной цели.
Личность педагога складывается из сложной иерархии профессионально важных педагогических качеств. Но профессионально важным может стать любое психологическое качество педагога, способствующее осуществлению его педагогического труда, например профессиональное мышление, профессиональная память, профессиональное внимание и наблюдательность, внешность н т.п.
Решающее значение для личности педагога имеет группа профессионально важных качеств личности, влияющих на направленность личности, т.е. мотивацию поведения человека (ценностные ориентации, идеалы, установкн, мотивы, цели смысла и др.) и определяющих профессиональный менталитет: ради чего трудится педагог, что составляет смысл его труда, в чем он видит предназначение и миссию труда педагога. Виды направленности личности педагога (социально-гражданская, познавательная, профессионально-педагогическая) детерминируют его поведение в целом:
Педагогическая направленность – это мотивация профессии собственно педагога, стремление стать, быть и оставаться педагогом. На определенном этапе профессионального развития особое значение приобретает мотивация педагогического мастерства и творчества, означающая направленность педагога на переход к более высокому уровню педагогического труда.
Главным в педагогической направленности является не просто любовь к детям, а ориентация на развитие личности учащегося как взрослеющего человека. Наличие устойчивой педагогической направленности и мотивации определяет развитие всех других качеств личности педагога.
Существенное влияние на педагогический труд оказывают качества, образующие волевую и эмоциональную сферу личности.
К ним относятся:
— педагогическое целеполагание – планирование педагогом своего труда и профессиональной жизни в целом, постановка реалистических ближайших и отдаленных целей, выработка тактических и оперативных целей труда с учетом стратегических и глобальных целей образования, принятых в данном обществе, что требует особых качеств ответственности, организованности;
— педагогическая эмпатия, т.е. сопереживание другим участникам педагогического процесса;
— педагогический такт как чувство разумной меры при соотнесении педагогических задач, условий и особенностей учащихся;
— эмоциональная выдержка, самообладание, преобладание в поведении и профессиональной деятельности положительных эмоций;
— доверие к возможностям другого человека и педагогический оптимизм, подход ко всем учащимся с оптимистической надеждой и доверием.
Значимой для педагогического труда является также группа качеств личности, из которых складывается интеллектуальный ресурс педагога (способности, включающие мышление, память, внимание и др.).
Педагогические способности – это индивидуальные устойчивые свойства личности, обеспечивающие эффективность педагогического труда. Различают многие разновидности педагогических способностей: перцептивно-рефлексивные (способность к восприятию другого человека и пониманию самого себя) и проективно-конструктивные (способность воздействовать на другого человека, управлять другим и самим собой).
Как известно, профессиональную деятельность педагога можно отнести к тем видам деятельности, которые предполагают постоянный процесс совершенствования личности профессионала. Сама по себе профессиональная педагогическая деятельность имеет место в специально организованных образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. Педагогическая деятельность неразрывно связана с профессиональным развитием педагога, которое находит свое отражение в непосредственном общении с детьми, формировании их личности в процессе взаимодействия с ними.
Авторитет как условие успешности профессионализма педагога
- Матвей Ковалёв
- Педагогика
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.