Василий Павлович Москвин в своей работе «Выразительные средства современной русской речи» выделяет два вида антитез: простая количественная и сложная антитезы. Так отличие простой антитезы от сложной заключается в количестве использования антонимической пары. В сложной употребляют несколько антитез, в то время как в простой-одна пара.
Приведем пример сложной антитезы: «Эффекты эти во всех искусствах состоят преимущественно в контрастах: в сопоставлении ужасного и нежного, прекрасного и безобразного, громкого и тихого, темного и светлого, самого обыкновенного и самого необычайного (Л.Н. Толстой/Что такое искусство).
Кроме перечисленных выше видов антитез выделяются автором также такие стилистические фигуры как антитетон и метафорическая антитеза.
«Антитетон – антитеза, определяющая композицию словесного произведения: «У сильного всегда бессильный виноват; С умным речи к разговору, а с безумным в ссору».
«Метафорическая антитеза – антитеза, усиленная метафорой»: «На плече моём на правом примостился голубь-утро, На плече моём на левом Примостился филин-ночь» (М. Цветаева/На плече моем на правом).
В настоящее время популярность антитезы наблюдается в таких сферах, как публицистика, журналистика, художественная литература, ораторское искусство, то есть те направления, в которых необходимо оказывать на слушателей глубокое воздействие: «Не спеши языком – торопись делом; Тише едешь – дальше будешь». Я столько раз хотела жить / И столько – умереть (М. Цветаева)».
Т.В. Матвеева разделяет два вида антитез: обычную и развёрнутую. Ей также приводится определение понятия оксюморон. По мнению лингвиста, отличие одной стилистической фигуры от другой заключается в ее реализации. Так, антитеза используется в предложениях или же во всем тексте, в то время как оксюморон-только в словосочетании.