Античные практики заботы о себе - курсовая работа готовая
Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Античные практики заботы о себе

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Фраза «Стань тем, кто ты есть!» имеет не менее интересную историю. Общеизвестно, что это перевод одним поэтом другого. Пиндар (ок. 522-448 до н.э.), известный древнегреческий поэт, написал: «Узнавши, каков ты есть, стань таковым». Известный знаток греческой культуры и гениальный поэт И. В. Гёте (1749-1832) перевёл её, как «Стань тем, кто ты есть!».
Пиндар писал хоровые лирические произведения. По преданиям, даже боги пели его стихи. В стихах напрямую или подспудно боги и восхвалялись. Богов, как известно, есть за что восхвалять. Бог, он гордый, доблестный, смелый, ловкий, сильный, мудрый и т.д. – в общем, он от природы могущественный.
Свойство «от природы» – немаловажно в нашем размышлении. Пиндар жил во времена размежевания аристократии, т.е. избранных, и рабов, т.е. неугодных богам. Некая реальная возможность людей у Пиндара отождествляется с абсолютной. В наше время, напротив, полагается уникальность каждого человека – будь ты король от рождения, или рождён от кухарки. Отсюда полагаются и равные возможности, вплоть до «стать королём».
Не вдаваясь в дальнейшие подробности разницы между прошлым и настоящим, констатируем, что в указанной фразе речь идёт о том, что в каждом человеке есть нечто, что есть неотъемлемое его свойство. Пиндар, конечно, культивировал, соответствующие аристократические, божественные свойства, и призывал не отступать перед, например, завистниками, а, напротив, оставаться самим собой в своей мудрости, гордости, доблести и т.д.
Но он, думается, прав относительно неотъемлемых свойств.
Оба высказывания сходятся в следующем: познаешь самого себя – познаешь богов и вселенную.
Для того чтобы себя познать, можно, вероятно, пойти двумя путями: интеллектуальная рефлексия или творчество. И то, и другое – в широком смысле. Здесь уместно припомнить и диалектический рациональный метод Сократа, когда во время беседы путём наводящих вопросов, человек сам разворачивает цепь размышлений и сам обнаруживает истину или ошибки рассуждения. Важно: рассуждение должно идти о нравственных категориях. Задумался человек о зле – построй рассуждение о нём, чтобы самому утвердиться в понимании окончательном о зле и своём к нему отношении.
Эксперт древнегреческой философии Лосев А.Ф. пишет: «Та сила духа, с которой Сократ проводил свои идеи и выявлял ложь, прикрываемую благоприличным поведением людей и их якобы благонамеренными суждениями, всегда вызывала у Платона неизменный восторг, так что Сократ навсегда остался для него живым символом самой философии».
Платон, диалог «Апология Сократа». Сократ сам формулирует предъявленное ему обвинение: «Следует привести их показание, как показание настоящих обвинителей: Сократ преступает закон, тщетно испытуя то, что под землею, и то, что в небесах, с выдавая ложь за правду и других научая тому же».
Отвергая это обвинение, Сократ обращается к гражданам за правдой: ведь множество людей с ним общались и знают, что он никогда не замахивался ни на знание в вопросах естественных наук («то, что под землёю»), ни на знание астрономии («то, что в небесах»). А что касается мудрости, так и здесь всё точно наоборот. Это не он уверял, что мудр, таковым его сочли другие. Здесь речь идет именно о методе Сократа опровергать чьё-либо представление способом, о котором мы писали выше. Сократ утверждает свою мудрость:
«…присутствующие каждый раз думают, что сам я мудр в том, относительно чего я отрицаю мудрость другого. А на самом деле, о мужи, мудрым-то оказывается бог, и этим изречением он желает сказать, что человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит».
Также Сократа обвиняют в развращении молодых. Сократ и здесь объясняет происходящее просто: молодым людям интересно, любопытно видеть и слышать, как кто-то может так мудро говорить, вот они и ходят по пятам, да ещё разносят повсюду информацию о нём. А о развращении речь не идёт.
Также его обвиняют в непочтении богам. Сократ очень ловко находит у обвинителей противоречие и тем самым снимает с себя вину: судьи так противоречиво говорят, что получается я одновременно и признаю богов и не признаю богов. 
Общее обвинение. Сократ говорит о себе, как о человеке, который только счастья людям желает, и, как свойственно было этому философу, шутит:
«Итак, если я должен назначить себе что-нибудь мною заслуженное, то вот я что себе назначаю – даровой обед в Пританее». Он соглашается на поручительство: «А вот они, о мужи афиняне, – Платон, Критон, Критобул, Аполлодор – велят мне назначить тридцать мин, а поручительство берут на себя; ну так назначаю тридцать, а поручители в уплате денег будут у вас надежные».
Приговор. Сократ вновь и вновь уповает на разумность. Ведь он старый человек и так скоро умрёт, а те, кто его приговорил, станут убийцами. Более того, предостерегает Сократ, у обвинителей самих скоро будут нещадно обвинять и неизвестно, удастся ли тем выпутаться. Сократ рассуждает о смерти, и получается, что её не только не стоит страшиться, но можно и пожелать. По меньшей мере, уверен Сократ, там боги рассуждают справедливо и никого не убивают.
Сократ предстаёт нам гордым, в себе уверенным человеком: «Ну, так вот, убежденный в том, что я не обижаю ни одного человека, ни в каком случае не стану я обижать самого себя, говорить о себе самом, что я достоин чего-нибудь нехорошего, и назначать себе наказание. С какой стати?».
Смерть Сократа по приговору суда – исторический прецедент и философский подвиг.
Говоря о классическом периоде Древней Греции, нельзя не сказать несколько слов о теле как о противоположении души и её вместилище. В том числе у Сократа физическое здоровье входит в высшие ценности развития человека: благо, справедливость, добро, воздержанность, храбрость, искусство (мастерство), здоровье, род, государство, разумность, счастье.
Вспомним и Аристотеля, по которому медицина – лишь ремесло. Но! Медицина Древней Греции была столь развита, тело было настолько изучено, что оставалось лишь всё это умело использовать, что и делали и особенно образованные люди. Более того, её использовали и относительно здоровья, и относительно искусства. Восхваление человеческого тела художниками той поры –общеизвестный факт.
Подводя итог к главе перовой, отметим:
Древнегреческие философы искали в разуме обоснование достоверности знаний о мире. Разум – то, что придаёт человеку возможность управлять, как себе подобными, так и остальным живым миром. Отсюда философия древнегреческой пайдейи – философия рационализма: познаешь самого себя – познаешь богов и вселенную. Познание и знание – основа воспитания достойного типа личности. Практика пайдейи по определению ведет к «заботе о себе»: ведь полноценное развитие человека невозможно без его собственного участия. Воспитательно-образовательный механизм из этих взаимодополняющих явлений и есть то, что позволяет создавать культуру народа, государства, которые – согласимся с Платоном – состоят из соответствующих членов общества.

Любовь Баранова
Любовь Баранова
Закончила ГАУГН, философский факультет. Преподаю в колледже уже шесть лет, за это время написала три научные статьи, сейчас работаю над четвертой. Кроме этого работаю детским репетитором и автором студенческих работ на сайте «Диплом777». Очень ценю свою работу за то, что постоянно развивают сама и могу делиться своими знаниями со студентами.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜