Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Анализ проблем ОНР в современной логопедии

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Фразовая речь практически отсутствует, малопонятна для окружающих и имеет ситуативную привязанность. Рассказ о каких-либо событиях представляет собой набор отдельных слов, простых искаженных предложений. Отмечается активное использование указательных жестов, мимических и интонационных средств в процессе свободного общения [Воробьева 2006: 74].
2-й уровень речевого развития в логопедической литературе характеризуется как «начатки общеупотребительной речи». Появляется фраза, состоящая из двух-четырех слов. Отмечается использование слов с категориальными признаками рода, лица, числа и падежа. Согласование слов может осуществляться как правильно, так и с ошибками, что говорит, о начальном этапе освоения морфологической системы языка.
В свободной речи появляются простые предлоги, понимание и употребление сложных предлогов вызывает затруднения. Словарный запас расширяется и по количественным, и по качественным характеристикам – отмечается увеличение объема используемых существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые наречия и числительные. Формирование обобщающих и отвлеченных понятий, синонимии и антонимии на втором уровне речевого развития затруднено [Филичева 2004: 8].
Словообразовательные навыки не сформированы, что приводит к трудностям понимания и употребления приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных, существительных со значением действующего лица [Волкова 2007: 629].
Звукопроизношение и слоговая структура слова грубо нарушены. Отмечается неправильное произношение большого количества фонем – как правило, нарушены группы свистящих, шипящих, сонорных, передне- и заднеязычных звуков. Характерна нечеткая артикуляция гласных, смягчение согласных (коза – «кязя»), замены мягких согласных твердыми звуками (пять – «пат»). При правильном изолированном произношении некоторых звуков в свободной речи отмечается их смешение (питон – «бидон», зима – «сима») [Нищева 2009: 15].
Слоговая структура нарушена – наблюдается перестановка, опускание, изменение последовательности слогов в словах (корова – «кава»). Особые затруднения вызывают слова со стечением согласных, отмечается выпадение одного или нескольких звуков (мост – «мот», стакан – «така»). При воспроизведении трехсложных слов отмечается перестановка и пропуск слогов (бегемот – «бемот»), в четырех и пятисложных словах сохранна, как правило, только корневая часть слова (парашютист – «пасути») [Левина 2013: 40].
При построении связного высказывания дети данной группы ограничиваются перечислением предметов и действий, отмечаются трудности при передаче смысловых отношений.
3-й уровень речевого развития в логопедической литературе характеризуется «развернутой фразовой речью с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики» [Филичева 2004: 9].
Нарушения произносительной стороны речи проявляются в виде неправильного произношения одной или нескольких групп звуков – свистящих, шипящих, сонорных. Нарушения слоговой структуры слова проявляются в виде перестановки звуков и слогов в трех и четырехсложных словах, в словах со стечением согласных, в малознакомых словах (балерина – «барелина», котелок – «колеток») [Левина 2013: 44].
В свободной речи дети пользуются простыми распространенными и некоторыми сложными предложениями. Нарушение синтаксической структуры проявляется в виде отсутствия главных или второстепенных членов предложения. Отмечается использование простых предлогов, уменьшение количества ошибок при согласовании слов в роде, числе и падеже.
Для детей с третьим уровнем речевого развития характерны трудности понимания и употребления сложных предлогов – они опускаются, заменяются простыми (достал из-под стола – «достал из стола»). Формируются словообразовательные навыки, становится доступным образование слов с помощью продуктивных моделей. При этом отмечаются трудности при выборе производящей основы (носки из шерсти – «носочные»), аффиксов (часовщик – «часовчик») [Волкова 2007: 631].
Т.В. Туманова отмечает, что несформированность процессов словообразования проявляется в виде трудностей образования множественного числа существительных (брат – «браты»), однокоренных слов (поле – «полка»), образования слов с помощью приставок и суффиксов (овощной – «овощевый», залететь – «прилететь») [Туманова 2010: 72].
Наблюдается неточное понимание и употребление слов с обобщающим, отвлеченным, абстрактным значением. Характерны множественные семантические замены, обусловленные ограниченным словарным запасом (локоть – «рука», лось – «живет в лесу»).
Операции звуко-слогового анализа и синтеза сформированы недостаточно. В связной речи отмечаются ошибки при передаче логико-временных связей, пропуск элементов рассказа [Филичева 2004: 11].
В.К. Воробьева указывает, что развитие связной речи приближено к норме, отмечается правильный с точки зрения логики и структуры рассказ, отбор языковых средств в соответствии с содержанием. В устной речи отмечается неточное употребление некоторых слов, использование аграмматичных фраз и простых предложений [Воробьева 2006: 78].
Таким образом, общее недоразвитие речи является речевым дефектом, при котором нарушены все компоненты языковой системы. Выделяют три уровня речевого развития. Для первого уровня речевого развития характерны трудности воспроизведения звуковой и слоговой структуры слова, активный словарь находится в зачаточном состоянии, фразовая речь отсутствует.
Для второго уровня речевого развития характерны нарушения звуковой и слоговой структуры слова. Активный словарь представлен существительными, глаголами, прилагательными и наречиями. Отмечается начало формирования процессов словоизменения, понимание простых грамматических форм, использование простых фраз.
Для третьего уровня речевого развития характерна развернутая обиходная речь с недостаточно правильным употреблением слов, трудностями звукового оформления высказывания, наличием аграмматизмов. В самостоятельной речи используются простые предложения.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.