Опыт нашего исследования показал, что такие дети редко находят сочувствие и понимание со стороны окружающих и «потенциальных родителей». У них практически нет шансов обрести новую семью.По данным органов опеки и попечительства (Федеральный Банк данных на детей-сирот) в России лишь в крупных городах (Москва, Санкт- Петербург, Калининград, Екатеринбург) зарегистрированы единичные случаи усыновления детей с диагнозом ВИЧ. Очевидно это связано с:
— болеевысоким уровнем знаний населения крупных городов о ВИЧ-инфекции;
— возможностью не раскрывать ВИЧ-статус ребенка.
Были выявлены и другие важные причины ограниченного количества случаев передачи ВИЧ-инфицированных детей в семью:
— опасение за безопасность ребенка, обусловленное негативным отношением общества к людям с ВИЧ;
— несовершенство системы подготовки потенциальных родителей (не разработаны общие требования к воспитанию, содержанию и развитию ВИЧ-инфицированных детей).
Для сравнения отметим, что в западноевропейских странах (Швеция, Германия, Великобритания) утверждены социальные стандарты по обеспечению жизнедеятельности детей, затронутых ВИЧ в замещающих семьях.
Как показывает опыт работы специализированных учреждений (Родильные дома, Дома ребенка и др.) желающие усыновить ВИЧ-инфицированных детей, как правило, сами являются ВИЧ-позитивными, однако, в соответствии с российским законодательством ВИЧ-инфекция признается заболеванием, препятствующим усыновлению. Вышесказанное дает основание утверждать, что на данном этапе развития российского общества, ВИЧ-инфекция у ребенка может быть признана одной из причин увеличения количества детей-сирот. Отказные ВИЧ-инфицированные дети вынуждены длительное время находиться в медицинском учреждении для уточнения диагноза и установления официального социального статуса.
Анализируя педагогическую составляющую социально-педагогической характеристики, мы акцентируем внимание на том, что социальная изоляция приводит к увеличению количества депривационныхфакторов.
В связи с ограниченностью социальной среды у ВИЧ-инфицированных детей, длительное время находящихся в специализированных учреждениях, не формируются основные механизмы социализации, которые, по мнению Е. В. Андриенко, являются способом сознательного или бессознательного усвоения и воспроизводства социального опыта; искажается социальная ситуация развития, определяющая весь дальнейший образ жизни ребенка, его социальное бытие, особенности его сознания, отношения со средой; сдвигаются границы ведущего вида деятельности (англ. leadingactivity – А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин), выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что ВИЧ-инфицированные дети отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, отсутствием мотивации к общению со взрослыми и сверстниками, что по мнению ученых (И. В. Дубровина, В. С. Мухина и др.) является причиной недостаточного интеллектуального развития детей и выражается в неустойчивости внимания, слабой памяти, слабо развитом мышлении (наглядно- образное, абстрактно-логическое, вербальное и др.), низкой эрудиции, неспособности решать задачи, требующие внутренних операций и т. д. Нарушения когнитивной, эмоционально-волевой и мотивационной сферы влияют на поведение ВИЧ-инфицированных детей, что проявляется в: повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, чрезмерной импульсивной активности, депрессии и т. д. Таким образом, ВИЧ-инфицированные дети группы «В» имеют особые социально-педагогические характеристики, обусловленные диагнозом ВИЧ-инфекция и социальным статусом, что оказывает непосредственное влияние на их способность к интеграции в социум. При анализе социально-педагогической характеристики детей группы «С» (больные ВИЧ-инфекцией), мы акцентируем внимание именно на социально-медицинском аспекте. Характерными проявлениями ВИЧ-инфекции у детей данной группы (Л. Ю. Афонина, М. Р. Бобкова, Е. Е. Воронин, А. Г. Рахманова) являются:задержка темпов психомоторного развития; органическое поражение головного мозга. Деструктивное влияние органического поражения центральной нервной системы имеет системный характер, что проявляется в мышечном гипотонусе, малоподвижности, двигательной заторможенности, вялости, снижении уровня общей моторики; затрагивает все сферы психофизического развития ребенка – мотивационно потребностную, социально-личностную, моторно-двигательную, эмоционально-волевую, поведение. Развитие ВИЧ-инфекции в организме ребенкаприводит к необходимости длительного лечения, а, следовательно, долговременного пребывания в медицинском или другом специализированном учреждении, что становится причиной необратимых процессов в его развитии и негативно влияет на способность к социальной адаптации. Таким образом, анализ многочисленных научных источников и собственный опыт исследования позволяют нам сделать следующие вывод о том, что социально-педагогическая характеристика ВИЧ-инфицированных детей обусловлена их принадлежностью к группе («А» – условно здоровые дети, «В» – дети, с бессимптомной стадией ВИЧ, хроническая форма, вирусоносительство, «С» – дети, больные ВИЧ-инфекцией) и социальным статусом. Глубокий анализ научной литературы и собственный опыт исследования показали своевременность и актуальность выбранной проблемы, требующей дальнейшего осмысления и поиска новых подходов к ее решению.
Анализ мер социальной зашиты и вич инфицированных несовершеннолетних в рф
- Дмитрий Аксёнов
- Социальная работа
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.