Добрым мы в отличие от прекрасного называем то, что для нас ценно, т. е. то, в чем нами усматривается объективное значение. Удовольствие, доставляемое добрым, вызывается не только за счет одного только представления о предмете, но также посредством представляемого отношения субъекта к факту существования предмета.
Второй «момент» суждения вкуса Кантом определяется как характеристика его по количеству. Согласно данной характеристике, эстетическое суждение всегда высказывается в уверенности и с притязанием на значение его не только для одного — того, кто его высказывает, но и для всех. То есть, когда мы определяем предмет как прекрасный, то оценка предполагает, что любой человек, который будет воспринимать данный предмет, также посчитает его прекрасным.
При этом «всеобщность» эстетического суждения никогда не может возникать из понятий. Отсутствует, по Канту, какой-то переход от понятий к чувству удовольствия, которое участвует в порождении эстетической оценки. Своеобразие суждения вкуса в том, что его «всеобщность» не может базироваться на объективных свойствах предмета: она обладает лишь субъективным значением.
Третий «момент» эстетического суждения Кант, продолжая свою аналогию с логической характеристикой познавательного суждения, определяет как момент относительно целей. Кант утверждает, что если это простое наблюдение, то мы будто бы можем наблюдать степень целесообразности по форме, не полагая для нее в качестве ее базы никакой действительной цели.
Здесь также нужно сказать о существовании целесообразности без цели, чистой формы целесообразности. Эстетическое удовольствие, определяемое без понятия, но вместе с тем определяемое как нечто сообщаемое всем, может вызываться только субъективной целесообразностью. Это целесообразность в представлении о предмете без всякой цели — без субъективной и без объективной цели. Здесь источником удовольствия является форма целесообразности в представлении, посредством которого нам дан предмет.
Четвертый «момент» в эстетическом суждении вкуса — его модальность. Термин этот Кант заимствует из логики и соответствует модальной характеристике логического суждения. Но в то же время он должен участвовать в выражении специфического своеобразия суждения вкуса.
Согласно Канту, модальность эстетического суждения состоит в том, что относительно прекрасного думают, будто его отношение к чувству удовольствия необходимо. Этим суждение вкуса отличается от одобрения того, что только приятно. В удовольствии, которое нам доставляет приятное, еще нет необходимости. Однако необходимость, мыслимая в суждении вкуса, особого рода. В эстетическом суждении необходимость есть необходимость образца — необходимость согласия всех с суждением вкуса, рассматриваемым как «пример» общего правила. Эта необходимость не может быть выведена ни из определенных понятий, ни из опыта. Принцип для нее только субъективный: то, что нравится или не нравится, он определяет как необходимый для всех, но не через понятие, а через общее чувство. Это чувство существенно отличается от обыденного рассудка, который всегда судит не на основании чувства, а на основании понятий.
Согласно Канту, искусство — параллель вкуса. Как вкус — автономная способность, так и искусство — деятельность специфическая и несводимая к другим явлениям.
Кант отграничивает изящное искусство от приятного. В приятных искусствах удовольствие сопутствует нашим представлениям только в виде ощущения. Цель изящного искусства в том, чтобы удовольствие сопровождало наши представления как виды познания.
Анализ классических доказательств бытия Бога в учении Иммануила Канта.
- Любовь Баранова
- Философия
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Любовь Баранова
Закончила ГАУГН, философский факультет. Преподаю в колледже уже шесть лет, за это время написала три научные статьи, сейчас работаю над четвертой. Кроме этого работаю детским репетитором и автором студенческих работ на сайте «Диплом777». Очень ценю свою работу за то, что постоянно развивают сама и могу делиться своими знаниями со студентами.