Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Алгоритм сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Деятельностные принципы демонстрируют внутренние закономерности социального сопровождения как процесса оказания помощи. Именно ими руководствуется социальный работник, оказывая социальные услуги семье, воспитывающей ребёнка-инвалида, и именно на них социальные работники строят логику своей деятельности по поддержанию гуманитарного потенциала общества. Принцип интеграции является одним из важнейших деятельностных принципов в социальном сопровождении семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, так как отражает одну из наиболее значимых задач — повышение адаптированности семей через изменения во внешней среде.
Интеграция означает включение семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, в социальные процессы, новые сообщества, расширение граней его мировосприятия. Этому принципу служит такой вид социального сопровождения, как социальная работа с группой — ведь через включение семьи в группу можно достичь коррекции ее повседневных практик, инициировать применение ей новых способов освоения мира, заставить задуматься над ценностными ориентациями, расширить социальные контакты, вывести на новый уровень коммуникативную активность. При реализации этого принципа семья, воспитывающая ребёнка-инвалида, становится полноправным членом социума, возрастает уровень ее правовой и социальной защищённости, усиливается ее роль в жизни общества.
Принцип охраны социальных прав семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, предусматривает противодействие любым попыткам извне нарушить важнейшие права семьи, снизить ее правовой статус. Каждая семья имеет основополагающие права — на жизнь, на охрану здоровья, на образование, на жилище, следовательно, решение его проблем немыслимо без реализации или защиты этих прав.
Наличие адресного подхода предполагает, что каждой из семей положен индивидуальный набор выплат, льгот, у каждой семьи своя длительность получения тех или иных социальных благ. Это также создаёт для работника социальной службы поле деятельности по соблюдению и охране прав. Для этого социальному работнику часто приходится взаимодействовать с правоохранительными органами, прокуратурой, судебными инстанциями, коллегией адвокатов. Для соблюдения принципа охраны социальных прав семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида работники социальных служб должны знать действующее законодательство, быть информированными о механизмах защиты прав граждан, иметь представление о полномочиях социальной службы в деле защиты прав семей, воспитывающих ребёнка инвалида.
Принцип индивидуализации социальной работы означает применение индивидуального подхода в оказании помощи семье, воспитывающей ребёнка-инвалида. При этом необходимо учитывать, что с оказанием социального сопровождения могут происходить изменения различных сторон жизненной ситуации, а потому подходы к работе с семьей и меры помощи ей тоже могут меняться.
Социальный сопровождающий видит свою задачу в том, чтобы семья, которой он помогает, смогла самостоятельно обходиться без социального сопровождающего, что и считается основным критерием профессионального успеха.
Процесс, с помощью которого пытаются достичь цели, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация, социализация, интеграция и др. Но главная цель состоит в том, чтобы вернуть семье или сформировать у неё способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте.
В процесс комплексного сопровождения включаются элементы обучения семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, навыкам поведения в быту, коммуникативным навыкам, социальной реабилитации и методам саморегуляции.
На качество социального сопровождения семей с детьми влияют такие факторы, как:
создание единого информационного поля социального сопровождения семей с детьми, включенность в него субъектов и объектов социального сопровождения;
проведение системной работы по формированию в обществе позитивного отношения к социальному сопровождению;
налаживание конструктивного взаимодействия специалистов учреждения с семьей (полнота информирования членов семьи, привлечение членов семьи к активному участию в создании и реализации ИПССС);
выстраивание конструктивного, долгосрочного межведомственного и межсекторального взаимодействия на базе нормативно закрепленного разграничения полномочий;
глубина проблем семей, поставленных на социальное сопровождение: чем выше уровень кризисности семьи, тем больше ресурсов требуется для решения проблем (материальных, кадровых, информационных, временных);
уровень удовлетворенности семей с детьми качеством оказания социального сопровождения.
Специалисту, осуществляющему социальное сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка-инвалида, необходимо понимание понятия «социальное сопровождение» в нормативно-правовом, организационном, технологическом пространстве системы социальной защиты населения. Профессионально грамотное социальное сопровождение семей с детьми подразумевает использование всей базы опыта, полученного в процессе социального сопровождения семей с детьми.
Основные показатели результатов социального сопровождения семей, воспитывающих ребёнка инвалида выражаются в следующих параметрах:
удовлетворенность семей с детьми, решивших существовавшие проблемы по итогам выполнения индивидуальной программы социального сопровождения;
уменьшение количества отказов от детей-инвалидов;
уменьшение количества лишения родительских прав;
снижение количества семей, находящихся в социально-опасном положении;
снижение количества семей, где имели место насилие, жестокое обращение, нарушения прав и законных интересов детей;
уменьшение количества возвратов детей из приемных и замещающих семей в государственные учреждения для детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей;
снижение количества семей с детьми, находящихся в кризисной ситуации.
Таким образом, социальное сопровождение — это направление социальной работы, включающее в себя комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности ка и развития естественных способностей клиента, а также создание условий для предотвращения развития негативных последствий не и различных социальных проблем, мобилизации семьи на активизацию скрытых резервов, обучению, способности самостоятельно справляться что с возникшими проблемами. Формы социального сопровождения включают в себя традиционные (консультирование, социальный патронаж, собрания) и нетрадиционные (клубы, круглый стол, квест, ток-шоу). Социальное сопровождение включает задачу того, чтобы семья, воспитывающая ребёнка-инвалида, смогла обходиться без этой помощи и без социального сопровождения, что и считается основным критерием профессионального успеха.

Picture of Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.