Первое отражает связь приемов с содержанием учебного предмета и типами учебных задач, второе – с организацией реального процесса обучения. Выбор этих оснований объясняется целые классификации – использованием ее для управления процессом формирования приемов самостоятельной деятельности обучающихся, что и показано в дальнейшем изложении.
По первому основанию в школьном курсе геометрии можно выделить следующие четыре группы приемов самостоятельной деятельности обучающихся:
1. Общеучебные приемы, не зависящие от специфики предмета геометрии и используемые поэтому в разных учебных предметах.
Эту группу можно разделить на две подгруппы:
1) приемы общей (внешней) организации самостоятельной деятельности обучающихся – организация внимания, планирование, самоконтроль, работа с учебником и справочной литературой, организация домашней работы и т. д.; их можно также назвать приемами управления учебной деятельностью;
2) приемы мыслительной (внутренней) деятельности—овладение и оперирование представлениями, понятиями, суждениями умозаключениями, мыслительными операциями.
2. Общие приемы самостоятельной деятельности обучающихся по геометрии (общематематические приемы) используются во всех математических дисциплинах.
Это: 1) приемы роботы с учебником геометрии и математическими таблицами, приемы организации домашней работы по геометрии, ведение тетради по геометрии и т. д. Они незначительно отличаются от соответствующих общеучебных приемов;
2) приемы мыслительной деятельности в сфере математических объектов: приемы работы с математическими понятиями, суждениями (аксиомами и теоремами разных видов), умозаключениями (индуктивными и дедуктивными доказательствами теорем), приемы характерных для геометрии мыслительных операций (анализ, абстрагирование, конкретизация и т. п.).
3. Специальные приемы самостоятельной деятельности обучающихся по отдельным математическим дисциплинам (арифметике, алгебре, геометрии, началам анализа) – это такие общематематические приемы, которые принимают свою особую форму в соответствии со спецификой содержания курса и особенностями его задач. Они используются в любых разделах этого курса. Например, в школьном курсе геометрии – это приемы построения геометрических фигур, выполнения чертежа по условию задачи, приемы чтения чертежа и т. д. В каждом из специальных приемов можно выделить подгруппы частных приемов, соответствующих конкретным задачам. Без усвоения специальных приемов самостоятельной деятельности обучающихся содержание предмета усваивается формально.
4. Частные приемы самостоятельной деятельности обучающихся – это такие специальные приемы, которые конкретизированы для решения более узких задач и используются в определенных темах курса.
Один и тот же прием деятельности в различных ситуациях может выступать как частный по отношению к более общему приему и как обобщенный по отношению к еще более узким приемам.
С накоплением теоретических знаний у обучающихся расширяется ‚ «поле поиска» решения задач. Это создает условия как для обобщения приемов их решения, так и для специализации и конкретизации этих приемов самостоятельной деятельности обучающихся.
По второму основанию в школьном курсе геометрии можно выделить следующие три группы приемов самостоятельной деятельности обучающихся:
1. Приемы восприятия новых знаний и способов деятельности.
2. Приемы переработки и осмысления новых знаний и способов деятельности.
3. Приемы закрепления и применения знаний и способов деятельности.
Приемы, входящие в состав первой классификации, используются на различных этапах усвоения знаний и формирования приемов самостоятельной деятельности обучающихся. Они образуют приемы, входящие в состав второй классификации.
Например, на этапе восприятия нового понятия обучающимся нужен общий прием определения понятия через указание рода и видовых отличий. В дальнейшем этот прием видоизменяется, и на его основе строятся приемы подведения под понятие и запоминания определения понятий. Обучающийся должен осмысливать и прорабатывать изученный материал, в ходе самостоятельной деятельности, для достижения наилучшего результата.
Активизация самостоятельной деятельности приобобщении знаний в процессе повторения геометрии в основной школе
- Diplom777
- Геометрия
Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url: https://diplom777.ru/
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание
Diplom777