Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

Адаптация первокурсников к обучению в вузе

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

По мнению А.К. Гришанова и В.Д. Цуркан под адаптацией студента следует понимать «процесс приведения основных параметров его социальных и личностных характеристик в соответствие, в состояние динамического равновесия с новыми условиями вузовской среды». А. В. Сиомичев полагает, что «адаптация студентов-первокурсников связана с преодолением трудностей вхождения в новую социальную среду, установлением внутригрупповых отношений, приспособлением к новым формам обучения».
Каждому преподавателю высшего учебного заведения из собственного опыта известно, что работа со студентами первых курсов, педагогическое общение с ними имеет свои отличительные особенности. Это обусловлено как психофизиологическими особенностями возраста, так и социальными факторами. У значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что тесно связано с личностными качествами самих студентов, новой социальной средой, новыми условиями жизни (для иногородних студентов).
Специфика процесса адаптации студентов в вузах определяется различием в методах обучения в средней и высшей школах, резкой сменой содержания и объёма учебного материала, специфичными для вуза видами занятий. Первокурсники часто не имеют сформированных навыков и умений, которые необходимы для успешного овладения учебной программой высшего образования. В частности, отсутствуют навыки самостоятельной учебной деятельности, не умеют конспектировать материал лекции, работать с литературой, первоисточниками. Отсюда и низкая успеваемость на первом курсе.
Одной из причин низких темпов адаптации студентов является несогласованность в педагогическом взаимодействии между преподавателем и студентом при организации способов обучения. Также трудности адаптационного периода обусловлены новыми нормами поведения в вузе и взаимоотношениями «преподаватель-студент», слабой профессиональной ориентацией, неопределенностью мотивов выбора профессии, недостаточной психологической подготовкой к ней.
Приспособление к новым условиям требует много сил, из-за чего возникают существенные различия в деятельности и результатах обучения в школе и вузе. В зависимости от того, сколько времени может занять адаптация, зависят настоящие и будущие успехи студентов.
Традиционно выделяют профессиональную адаптацию и социально-психологическую. Профессиональная адаптация характеризуется приспособлением к содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработке навыков самостоятельности в учебной и научно-исследовательской деятельности. Социально-психологическая адаптация предусматривает приспособление студента к группе и взаимоотношениям внутри группы, выработке собственного стиля поведения.
Процесс адаптации первокурсников часто сопровождается повышенным уровнем тревоги, агрессивным или неуверенным поведением, соперничеством в группе, конфликтным поведением. В качестве результатов реализации адаптирующих средств на данном этапе выступают: определение среди студентов «группы риска», в адаптации которых возможны глубокие и продолжительные кризисы; понимание первокурсниками сущности проблем адаптационного периода и изменение характера их восприятия; освоение адекватных способов преодоления и упреждения проблем; развитие мотивов учебной деятельности; осознание правильности сделанного профессионального выбора. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в вузе, которые не вызывали бы ощущение внутреннего дискомфорта и блокировали возможность конфликта со средой.
При работе с первокурсниками особое внимание необходимо обратить на ряд факторов, которые обусловливают активную адаптацию к вузовской жизни: информирование студентов о структуре обучения в вузе, знание своих прав и обязанностей; консультативная помощь психолога; организационная работа куратора; помощь преподавателей в планировании учебной, общественной и научно-исследовательской работы студентов. Для успешной адаптации студентов необходимо создание атмосферы психологической комфортности, разработки механизма социальной защиты интересов студентов.
Одним из важных моментов адаптационного периода является совместная работа куратора группы и психолога. От психологического климата в группе, от того, насколько студентам комфортно во время занятий и во взаимодействии с педагогами и одногруппниками зависит успех адаптации студентов в новом коллективе.
С целью определения уровня социально-психологической адаптации первокурсников к условиям обучения в вузе, оценки уровня развития разнообразных отношений в группе, выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности необходимо проведение психологом психологической диагностика студентов. В зависимости от ее результатов следует проводить индивидуальные консультации, беседы со студентами по преодолению стрессовых ситуаций, эмоциональных трудностей, оказывать помощь в улучшении межличностных отношений. Результатом такого совместного сотрудничества будет являться улучшение адаптационных возможностей студентов к условиям обучения в вузе.
В целях сплочения студенческого коллектива куратору необходимо проводить мероприятия, которые помогут первокурсникам лучше узнать друг друга: организовывать походы в кино, театр, проведение игр КВН, брейн-рингов, традиционного «Посвящения в студенты», «День здоровья» и др.). Для профессиональной адаптации первокурсников важно проводить тематические часы общения, посвященные будущей профессии. Такие мероприятия могут принести значительный успех, и к концу первого семестра обучения снижается уровень тревожности, появляется благоприятный климат в группе и студенты чувствуют себя более спокойно и уверенно в новом коллективе. В ходе реализации программы по адаптации студентов к условиям обучения в вузе большое значение имеет работа по формированию и актуализации у студентов положительной мотивации учебной деятельности, психологической подготовленности студентов к сознательному выполнению профессионально важных качеств будущего специалиста.

Дмитрий Аксёнов
Дмитрий Аксёнов
Мое имя Дмитрий Аксёнов. Около 30 лет назад закончил РГПУ им. А.И. Герцена. Учился на факультете истории и социальных наук. По специальности работаю 25 лет, читаю лекции в институте. Поскольку нагрузка не слишком большая, я подрабатываю репетитором и пишу научные работы на этом сайте. Люблю свою работу за то, что сам всегда узнаю что-то новое, несмотря на мой возраст, и могу делиться полученными знаниями с молодым поколением.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜