Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

2.1. Мотивационная основа учебной деятельности Младшего школьника

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Основными новообразования младшего школьного возраста являются произвольность, внутренний план действия и рефлексия. Именно благодаря ним психика ребенка младшего школьного возраста достигает такого уровня развития, который необходим и значим для его дальнейшего обучения в средней школе. Кроме этого, появление новых качеств психики, которые отсутствуют у ребенка дошкольного возраста, обусловлено в первую очередь выполнением определенных требований, предъявляемых школьнику самой учебной деятельностью.
В процессе формирования учебной деятельности младший школьник постепенно приучается управлять своим вниманием, ему также необходимо научиться достаточно внимательно слушать педагога и неизменно следовать его указаниям, так как процесс усвоения знаний без этого невозможен. Начинает формироваться произвольность как особое качество психических процессов. Произвольность проявляется в умении ребенка сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить необходимые средства их достижения, преодоления трудности и препятствия [5, c.121].
В процессе решения различных учебных задач у младшего школьника также формируется способность к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане. Весьма важным требованием учебной деятельности выступает также и то, что школьник обязательно должен уметь развернуто обосновывать верность своих высказываний и действий. Многие способы и приемы такого обоснования доводит до младшего школьника учитель. Возникающая необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить неизменно предполагают формирование у младших школьников умения отвлеченно, как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Данное умение заложено в основе рефлексии как весьма важного качества, который позволяет разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с позиции их соответствия замыслу, а также условиям деятельности.
Процесс развития отдельных психических процессов наблюдается на протяжении всего периода младшего школьного возраста. К семи годам у детей отмечаются весьма развитый процесс восприятия, однако восприятие младшего школьника в учебной деятельности сводится исключительно к узнаванию и называнию формы и цвета.
Возможность младшего школьника анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы непосредственно связана с формированием у него уже более сложного вида деятельности, чем само ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Данный вид деятельности, носящий название наблюдение, весьма интенсивно формируется в процессе школьного учения. На занятиях младший школьник получает, а затем и сам развернуто формулирует основные задачи восприятия тех или иных предметов и пособий. Именно благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности, постепенно приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. Важно учитывать также и то, что школьник младших классов может сосредоточенно заниматься одним делом примерно 10 – 20 мин.
Память в период младшего школьного возраста находится в процессе становления. Память ребенка постепенно приобретает ярко выраженный познавательный характер. Такого рода изменения в области памяти непосредственно связаны со следующими явлениями: 1) ребенок постепенно начинает осознавать особую, мнемическую задачу. Он начинает отделять данную задачу от всякой другой; 2) в младшем школьном возрасте интенсивно происходит формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (таких, как повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок уже переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала [7, c. 97].
В младшем школьном возрасте наблюдаются следующие особенности памяти: 1) весь наглядный материал запоминается намного лучше, чем словесный; 2) название реальных предметов запоминаются намного лучше, чем абстрактные понятия; 3) абстрактный материал, который обобщает ряд фактов, запоминается также достаточно лучше, нежели абстрактный материал, который не подкреплен фактами. Память в процессе обучения ребенка развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности [19, c. 68].
Специфика учебной деятельности младших школьников помогает также развить такую важную психическую способность, как воображение. Большинство сведений, которые сообщает младшим школьникам учитель и получаемых ими из учебника, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Младшие школьники должны каждый раз воссоздавать себе определенный образ действительности (например, события прошлого, поведение героев рассказа, ландшафты и т. д.). В процессе школьных занятий также развивается так называемое воссоздающее (репродуктивное) воображение, и уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности.
В свою очередь мышление в период младшего школьного возраста приобретает как абстрактный, так и обобщенный характер. При этом выполнение интеллектуальных операций младшими школьниками связано с некоторыми трудностями [13, c. 93].
В целом младший школьный возраст называют возрастом глобального опроизволивания всех психических функций ребенка. Так называемой опроизволивание весьма ярко находит свое проявление в развитии памяти – то есть центральной психической функции сознания ребенка младшего школьного возраста. Это достаточно новая позиция в работах отечественных возрастных психологов, которая основана на проведенном более тщательном экспериментальном исследовании возрастного развития. Кроме этого, Л.С. Выготский также помещал память в центр сознания младшего школьника. Однако исследования психолога А.В. Запорожца заставили его в этом несколько усомниться. Именно поэтому в настоящее время в качестве центрального звена за дошкольным возрастом своего рода «закреплена» такая психическая функция, как эмоции, а за младшим школьным возрастом – «закреплена» память. При этом знаменитый «параллелограмм памяти» наглядно демонстрирует, что исключительно в младшем школьном возрасте намеренное применение средств запоминания позволяет ребенку заметно увеличить объем запоминаемого, в сравнении с дошкольным возрастом, где объем как произвольного, так и непроизвольного запоминания примерно одинаков.
Далее рассмотрим мотивацию учебной деятельности младших школьников.

Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.
Поделиться курсовой работой:
Поделиться в telegram
Поделиться в whatsapp
Поделиться в skype
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Похожие статьи
Раздаточный материал для дипломной работы образец

Когда студент выходит на защиту перед экзаменационной комиссией, ему требуется подготовить все необходимые материалы, которые могут повысить шансы на получение высокого балла. Один из таких

Читать полностью ➜
Задание на дипломную работу образец заполнения

Дипломная — это своеобразная заключительная работа, которая демонстрирует все приобретенные студентом знания во время обучения в определенном вузе. В зависимости от специализации к исследовательским работам

Читать полностью ➜