Приём заказов:
Круглосуточно
Москва
ул. Никольская, д. 10.
Ежедневно 8:00–20:00
Звонок бесплатный

2.1. Мотивационная основа учебной деятельности Младшего школьника

Диплом777
Email: info@diplom777.ru
Phone: +7 (800) 707-84-52
Url:
Логотип сайта компании Диплом777
Никольская 10
Москва, RU 109012
Содержание

Основными новообразования младшего школьного возраста являются произвольность, внутренний план действия и рефлексия. Именно благодаря ним психика ребенка младшего школьного возраста достигает такого уровня развития, который необходим и значим для его дальнейшего обучения в средней школе. Кроме этого, появление новых качеств психики, которые отсутствуют у ребенка дошкольного возраста, обусловлено в первую очередь выполнением определенных требований, предъявляемых школьнику самой учебной деятельностью.
В процессе формирования учебной деятельности младший школьник постепенно приучается управлять своим вниманием, ему также необходимо научиться достаточно внимательно слушать педагога и неизменно следовать его указаниям, так как процесс усвоения знаний без этого невозможен. Начинает формироваться произвольность как особое качество психических процессов. Произвольность проявляется в умении ребенка сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить необходимые средства их достижения, преодоления трудности и препятствия [5, c.121].
В процессе решения различных учебных задач у младшего школьника также формируется способность к планированию и выполнению действия про себя, во внутреннем плане. Весьма важным требованием учебной деятельности выступает также и то, что школьник обязательно должен уметь развернуто обосновывать верность своих высказываний и действий. Многие способы и приемы такого обоснования доводит до младшего школьника учитель. Возникающая необходимость различать образцы рассуждения и самостоятельные попытки их строить неизменно предполагают формирование у младших школьников умения отвлеченно, как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Данное умение заложено в основе рефлексии как весьма важного качества, который позволяет разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с позиции их соответствия замыслу, а также условиям деятельности.
Процесс развития отдельных психических процессов наблюдается на протяжении всего периода младшего школьного возраста. К семи годам у детей отмечаются весьма развитый процесс восприятия, однако восприятие младшего школьника в учебной деятельности сводится исключительно к узнаванию и называнию формы и цвета.
Возможность младшего школьника анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы непосредственно связана с формированием у него уже более сложного вида деятельности, чем само ощущение и различение отдельных непосредственных свойств вещей. Данный вид деятельности, носящий название наблюдение, весьма интенсивно формируется в процессе школьного учения. На занятиях младший школьник получает, а затем и сам развернуто формулирует основные задачи восприятия тех или иных предметов и пособий. Именно благодаря этому восприятие становится целенаправленным. Такое восприятие, синтезируясь с другими видами познавательной деятельности, постепенно приобретает форму целенаправленного и произвольного наблюдения. Важно учитывать также и то, что школьник младших классов может сосредоточенно заниматься одним делом примерно 10 – 20 мин.
Память в период младшего школьного возраста находится в процессе становления. Память ребенка постепенно приобретает ярко выраженный познавательный характер. Такого рода изменения в области памяти непосредственно связаны со следующими явлениями: 1) ребенок постепенно начинает осознавать особую, мнемическую задачу. Он начинает отделять данную задачу от всякой другой; 2) в младшем школьном возрасте интенсивно происходит формирование приемов запоминания. От наиболее примитивных приемов (таких, как повторение, внимательное длительное рассмотрение материала) в более старшем возрасте ребенок уже переходит к группировке, осмыслению связей разных частей материала [7, c. 97].
В младшем школьном возрасте наблюдаются следующие особенности памяти: 1) весь наглядный материал запоминается намного лучше, чем словесный; 2) название реальных предметов запоминаются намного лучше, чем абстрактные понятия; 3) абстрактный материал, который обобщает ряд фактов, запоминается также достаточно лучше, нежели абстрактный материал, который не подкреплен фактами. Память в процессе обучения ребенка развивается в двух направлениях – произвольности и осмысленности [19, c. 68].
Специфика учебной деятельности младших школьников помогает также развить такую важную психическую способность, как воображение. Большинство сведений, которые сообщает младшим школьникам учитель и получаемых ими из учебника, имеет форму словесных описаний, картин и схем. Младшие школьники должны каждый раз воссоздавать себе определенный образ действительности (например, события прошлого, поведение героев рассказа, ландшафты и т. д.). В процессе школьных занятий также развивается так называемое воссоздающее (репродуктивное) воображение, и уже воссоздающее воображение перерабатывает образы действительности.
В свою очередь мышление в период младшего школьного возраста приобретает как абстрактный, так и обобщенный характер. При этом выполнение интеллектуальных операций младшими школьниками связано с некоторыми трудностями [13, c. 93].
В целом младший школьный возраст называют возрастом глобального опроизволивания всех психических функций ребенка. Так называемой опроизволивание весьма ярко находит свое проявление в развитии памяти – то есть центральной психической функции сознания ребенка младшего школьного возраста. Это достаточно новая позиция в работах отечественных возрастных психологов, которая основана на проведенном более тщательном экспериментальном исследовании возрастного развития. Кроме этого, Л.С. Выготский также помещал память в центр сознания младшего школьника. Однако исследования психолога А.В. Запорожца заставили его в этом несколько усомниться. Именно поэтому в настоящее время в качестве центрального звена за дошкольным возрастом своего рода «закреплена» такая психическая функция, как эмоции, а за младшим школьным возрастом – «закреплена» память. При этом знаменитый «параллелограмм памяти» наглядно демонстрирует, что исключительно в младшем школьном возрасте намеренное применение средств запоминания позволяет ребенку заметно увеличить объем запоминаемого, в сравнении с дошкольным возрастом, где объем как произвольного, так и непроизвольного запоминания примерно одинаков.
Далее рассмотрим мотивацию учебной деятельности младших школьников.

Picture of Матвей Ковалёв
Матвей Ковалёв
Закончил ВГУ факультет философии и психологии. Моя основная работа – преподавание, но в свободное время я занимаюсь репетиторством и написанием студенческих работ на сайте «Диплом777». В компании работаю шесть лет. Нравится помогать студентам в учебе, начиная от написания рефератов и эссе и заканчивая созданием курсовых и дипломных проектов.