Первые навыки самостоятельной работы над исследованиями студент получает из курсовой. Главное — правильно обозначить проблему и провести анализ. Необходимо не только выявить проблему, но и доказать смысл ее решения.
Вначале нужно обозначить актуальность темы и затем работать над проблемой.
Чтобы ее определить, нужно понять тему, изучить нюансы и теории. Если хотите определить проблему, то прочитайте тему, так как вопрос, который нужно решить и проанализировать, кроется в теме.
Определение проблемы
Скрупулезно осмотрите источники литературы по изучаемой теме, чтобы при их сопоставлении выяснить противоречия. Случается, что тема и литература не соответствуют одна другой, а определение проблемы лежит в основе этих противоречий. Если подумать и провести сравнительный анализ, можно обнаружить больше проблем. Вы можете рассмотреть одну, более соответствующую теме, или обозначить все проблемы. Главный момент, чтобы тема курсовой работы отражалась в проблеме исследования.
Также для определения проблемы нужно подумать о том, как правильно отталкиваться от вопросов, которые появились при рассмотрении изучаемого материала. Необходимо понимать, что от правильной постановки вопросов зависит обозначение самой проблемы и этот этап — один из залогов успеха.
Вопросы, которые используют в процессе работы:
- Что именно не так?
- Что-то не так, почему?
- Если сделать все, не по требованиям, каков будет результат?
- Что нужно рассмотреть из того, что не изучалось?
Конечно же, данные вопросы имеют общий характер, хоть они на практике и отличаются, но суть их формирования приобретает понятный смысл. Формулирование такого обращения позволяет максимально точно определить проблемы курсовой работы.
Правильная формулировка проблемы
Каждое исследование, будь то курсовая или дипломная, начинается с постановки проблемы. Для того, чтобы конкретно сформулировать требования к отдельным пунктам из фрагментов курсовой работы, нужно посмотреть методические рекомендации, созданные ВУЗом. Для того чтобы сформулировать проблемы ставят такие условия:
- вопрос, который изучается, соприкасается с темой работы и раскрывает ее;
- проблема строится четко и кратко;
- цель и тема образуют основной вопрос, «что необходимо в курсовой работе изучить?» и «что необходимо сделать, чтобы улучшить ситуацию?»;
- проведенный анализ, который демонстрирует слабые места в курсовой работе, демонстрирует главную проблему исследования;
- для правильной формулировки нужно исследовать предмет в пределах рассматриваемой темы, определяясь с потребностями курсовой работы и возможностей исследователя.
При формулировании проблемы курсовой работы употребляют такие слова: «необходимость», «потребность». Проблема исследования размещается во введении, где исследователь предоставляет доказательства значимости конкретного вопроса и после этого демонстрирует его роль в науке и в теории.
Примеры правильной постановки проблемы в курсовой
Первый пример курсовой работы по теме: «Технология согласования, как образовательный процесс в развитии самостоятельности у школьников». Проблема исследования будет такой: «при каких рекомендуемых условиях будет возникать развитие самостоятельности у школьников в процессе использования технологии согласования?». Второй пример постановки проблемы к этой теме: «какими будут педагогические условия развития самостоятельности у школьников при использовании технологии самостоятельности в образовательном процессе?».
Если студент ответит на поставленные вопросы, то полноценно раскроет тему и продемонстрирует навыки работы и знания.